Майдан-2
Продолжение всегда уступает началу. Это закон жанра
Примеров много и в литературе и в кино. Телевидение оставим в стороне. Там начало хуже продолжения и хуже самого начала. Майдан – 2 уступает Майдану - Раз. Майдан - Раз был штучным явлением современной украинской истории и не только современной. Как сказал мне шепотом один дедуган в заброшенном слобожанском селе: « У Юща була така влада, якої не було навіть у Хмеля! Все загубив…» Майдан, как по мне, не был никакой революцией – вопрос собственности не решился, олигархат удержался у власти. Для меня это была феерия. Оранжевая феерия. Всенародный праздник непослушания. Все превратились в детей, прогуливая жизнь на улицах и площадях, выгуливая детские мечты и надежды. Сегодняшний Майдан жестче. Он более одинок и монохромен. Это черно-белое кино на тему обреченности и отчаянья, на тему снега и грязи.
«В те времена такие волнения были явлением обычным, и редкий день тот или иной город не мог занести в свои летописи подобное событие. Знатные господа сражались друг с другом; король воевал с кардиналом; испанцы вели войну с королем. Но, кроме этой борьбы — то тайной, то явной, то скрытой, то открытой, — были еще и воры, и нищие, и гугеноты, бродяги и слуги, воевавшие со всеми».
Вы, конечно же, узнали начало бессмертного романа «Три мушкетера». Пытаясь помочь читателям «увидеть» главного героя, Дюма просит нас представить Дон-Кихота, которому 18 лет. Кстати, в кино мы такого и не увидели. Пока нигде. 10 лет назад нам всем было по 18 лет. Мы были Дон-Кихотами. Виноват ли Ющенко-Людовик, роковую роль ли сыграла то ли Миледи, то ли Анна Австрийская – Юлия Тимошенко-Григян, но мы проиграли. Оранжевая «Революция» пробрела в конечном счете желтовато-рыжую масть - в тон клячи Д'Артеньяна, на которой он и въехал в знаменитый роман.
«Пока ропщет один только народ, двор, отделенный от него буржуазией и дворянством, не слышит его ропота; но Мазарини имел неосторожность затронуть судебное ведомство: он продал двенадцать патентов на должность парламентских докладчиков! Между тем чиновники платили за свои места очень дорого; а так как появление двенадцати новых собратьев должно было снизить цену, то прежние чины соединились и поклялись на Евангелии ни под каким видом не допускать новых докладчиков и сопротивляться всем притеснениям двора…»
А это уже роман «20 лет спустя». В нем тоже есть отголосок нынешних украинских реалий. Хотя вы точно знаете, кто сегодня гвардейцы кардинала, а кто мушкетеры? Кто нынче кардинал, уже не оранжевый и не сине-белый, а серый, как утро над Майданом?..
Сегодняшние молодые Атосы, Арамисы и Портосы уже не ведают, кто такие гугеноты. Наверное, так называют геев соблазнительной Европы?
Что будет с нашими мушкетерами 10 лет спустя?.. Вот о чем я думаю сегодня, разгадывая авторов нынешнего сценария «Трех мушкетеров». А что по этому поводу думает узница современного замка ИФ – застенков ЦКБ-5? Жажда мести переполняет ли ее алое сердце, чье тысячное отражение полощется на стылом декабрьском ветру?.. Не знаю. Мы еще не добрались даже до середины романа, который пишем не мы. Романа, который пишут нами. Уже не Дон-Кихотами. Ими мы уже не будем никогда.
- Актуальне
- Важливе