Чому патріарх Кирило вважає, що християнам не місце на Майдані

І чому партіарх не сказав нічого ані про побитих студентів, а це ж майже різдвяний сюжет, ані про президента, який продав вибір свого народа за тридцять срібняків

Как вы помните, на заявление Украины о намерении подписать Соглашение об ассоциации с ЕС, патриарх Московский не отреагировал никак. Спустя некоторое время стало понятно, что паузу он взял долгую. До неприличия. Ситуация менялась, как в калейдоскопе, священнослужители разных конфессий и рангов комментировали, уговаривали, спасали, проповедовали, обращались, служили, кормили, шли на передовую – а патриарх Кирилл хранил молчание.

Но вот оно, наконец, закончилось. От имени РПЦ Синод епископов присоединил свой голос к благостным призывам к миру.

Впрочем, не просто к миру. К Русскому миру. Поскольку наше всем известное «братство народов» в этом произведении – главный герой. Выступающий в паре с «традиционными ценностями», о которых позже. РПЦ привычно призывает не просто к «спокойствию», но к «примирению этнических групп». Несмотря на то, что никакой этнической конфронтации на Майдане нет.

Это не имеет значения. Поскольку треть россиян уверена в том, что весь сыр-бор из-за «кучки националистов». Нет, не случайно мы находим в документе навязшего в зубах антигероя – «националистические элементы». Без него драматизм был бы не тот. Без понятного всем и каждому врага – как сложить связную историю для широкой публики? Назначить врагом коррупцию власти, ложь власти, ее жадность и жестокость – рискованный для русского владыки сюжетный ход. А может, им это и в голову не приходит. Поэтому волею священноначалия РПЦ противостояние Майдана проходит по линии «братства народов» и «националистических  элементов». Этого любимого пугала для россиян. Которым надо доходчиво объяснить, что дорогостоящее «братство народов», которое начинает им казаться лишней обузой – необходимые траты на «священный ВПК».

Поэтому Русскому православию – как «духовной скрепе» народов-братьев – посвящено в документе немало строк. Строк очень пышных – тут вам и «предки», и «потомки», и «Сам Господь». И, разумеется, никаких «политических границ».

Без этого декора ни один документ, касающийся Украины, кажется, не выпускают из канцелярии. Там, наверное, шаблоны специальные разработаны, которые все эти «братства» и «скрепы» расставляют по местам. Да, не забыть еще об одном элемента шаблона – «раскол». Впрочем, в данном случае это несколько больше, чем декор – очень уж ярко выступил в новейшей истории Майдана главный конкурент РПЦ - УПЦ КП. Но строки о «расколе» в этом документе касаются, конечно, не только и не столько патриарха Филарета. Но «своих» - ведь каждый следующий Майдан проявляет все более глубокие борозды на теле УПЦ.

Что же вписал Синод в этот «украинский шаблон»? Наконец-то прокомментировал наш европейский выбор. Оказывается, вот чего ждал патриарх Кирилл – момента, когда эта тема потеряет актуальность. Когда вопрос «европейского выбора», во-первых, отошел на второй план, а во-вторых, потерял политическую актуальность в связи с договоренностью Януковича и Путина. Владыки, наконец, сказали то, чего мы уже перестали ждать. Что нам уже стало неинтересно.

А о том, что нам интересно, они снова не сказали. Ни слова об избитых на Майдане студентах (а ведь это почти рождественский сюжет). Ни слова о президенте, продавшем выбор своего народа за тридцать сребреников. Или с их точки зрения это все - как раз те «легитимные формы ведения общественного диалога», к которым призывают владыки в своем Обращении?

Владыки напомнили нам, что церкви безразличны «сиюминутные предпочтения тех или иных людей». Она отстаивает «вечные ценности». Общие для народов «исторической Руси» (границы этой «Руси» не уточняются, но само собой, что Москва в них входит, а Литва и Польша – нет). К чему же сводятся эти ценности? Может, это уважение к человеку как образу и подобию Божию? К его жизни, праву и достоинству? Ни Боже мой! Ведь тогда может оказаться, что настоящему христианину как раз на Майдане и место.

Наша ценностная альфа и омега, согласно Обращению, – семья. Нет ничего дороже. Это то (единственное?), что «Русский мир» может противопоставить Европе. Вот откуда торчат уши «крестных ходов против евросодома». Неважно, что творится в стране – коррупция, неправедный суд, милицейские избиения, воровство, ложь. Главное - никаких уступок геям. И то сказать, что еще может «богоносец», не научившийся бросать окурок в урну, противопоставить Европе, кроме своей «духовности», сведенной к отвращению к «педикам» и  непреложному праву отца семейства не жалеть розг для детей и кулаков для жены?

Да, именно эта традиция лежит в основе и нашего «государственного», как верно было замечено Синодом, «строительства». Эта традиция освящает патерналистские замашки нашего президента, которой как «отец родной» решает, кому и почем своих холопов продать, а для кого из них не пожалеть милицейских дубинок. Возможно, владыки РПЦ не заметили двусмысленности, которую в нашем случае приобретает призыв к «защите семейных ценностей». А может, это оговорка по Фрейду. Ведь никто и не сомневается, что наш «отец нации» делает все, чтобы защитить интересы семьи. Своей «семьи».

То есть РПЦ упрекнуть этого человека не в чем. Вот она и не упрекает. Да и как можно Церкви критиковать власть? Это было бы надругательством над нашей традицией.