Ахметов позбавляє юних футболістів майбутнього через власну необізнаність

Керівництво клубів та ФФУ вимагає від юних гравців результату, не дивлячись на досвід передових футбольних країн, де на першому місці стоїть участь у турнірах. Не відпускаючи гравців у збірну, "Шахтар" шкодить майбутньому українського футболу

Международные товарищеские турниры - это, своего рода, хлеб и воздух для институтов национальных сборных команд. Без них очень проблематично выстроить эффективную систему подготовки, как сборных команд, так и футболистов международного уровня, которые определяют в будущем лицо первых национальных сборных команд.

Буквально на прошлой неделе юношеская сборная команда Украины U-18 (футболисты 1996 года рождения) завершила выступление на традиционном январском турнире в Санкт-Петербурге (Мемориал Валентина Гранаткина), который состоялся уже в 26-й раз. Первый Мемориал прошел в 1981 году и его корни глубоко уходят в годы Советского футбола, который на юношеском уровне навсегда вписал себя в историю мирового футбола. Именно сборная СССР в 1977 году победила на первом Кубке мира ФИФА U-20, а в 1987 - на втором Кубке мира ФИФА U-16.

К сожалению, сроки этого турнира не идеальны. Это постоянно вызывает вопросы относительно целесообразности выступления на нём, особенно в свете современных тенденций клубного футбола. 

Свой негативный отпечаток на турнир накладывает и юношеская Лига УЕФА, впервые стартовавшая в этом сезоне. Клубы озабочены подготовкой команд к матчам плей-офф в феврале и, как следствие, просят национальные ассоциации не вызывать своих футболистов в сборную. Именно в такую ситуацию попала украинская команда, о чём говорил её тренер Александр Головко накануне старта в Санкт-Петербурге. Донецкий "Шахтёр" не отпустил группу футболистов, которым принадлежат ведущие роли в команде Украины U-18. Завтра, дай Бог, в плей-офф юношеской Лиги УЕФА выйдут две украинские команды и тогда, вероятно, ситуация ещё больше осложнится - некому будет играть за сборные.

Отношения "клубы — сборные" —  это всегда история конфликта интересов. Но, если, например, в Германии выступление за сборные команды —  это святое, то у нас возникают определённые вопросы (кстати, российская сборная в Санкт-Петербурге по просьбе местного "Зенита" тоже осталась без футболистов). Можно долго рассуждать о законодательных нюансах вызова в сборные, о патриотизме и желании тех или иных клубов сотрудничать с национальной футбольной ассоциацией, но корень проблемы, на мой взгляд, заключается в другом. В Украине, как и в России, желание любой ценой достичь результата на любом уровне, в первую очередь детско-юношеском, и очень быстро (будь то товарищеский турнир или чемпионат страны), по большому счёту убивает любую дискуссию. Это "желание" наносит лишь вред подготовке футболистов международного уровня, без которых наши команды беспомощны на уровне матчей плей-офф и финальных раундов Евро или Кубка мира ФИФА. На сегодняшний день только Александр Яковенко заявлен в национальном чемпионате первой европейской пятёрки. Все остальные наши "звёздочки" играют на местном уровне, являясь обладателями многочисленных местных и даже международных, но неофициальных наград. 

Видимо, эта разница в желаниях и, как следствие, в подходах к подготовке и воспитанию футболистов, делает их чемпионаты и их сборные более успешными, чем наш родной украинский чемпионат под громким именем Премьер-лига.

Кончено, клубы имеют право просить, а федерация обязана прислушиваться к позиции клубов, а январь - не лучшее время для участия в турнире, но, тем временем, 16 сборных команд приезжают в Питер каждый год. Япония побеждает в соревновании, проводящемся на расстоянии почти 10 000 км. от Токио, а мы продолжаем измерять юношеский футбол своими местными стандартами и задумываемся об отказе от участия в подобных Мемориалах, потому что они проводятся в "неудобном" месяце.

Нужны ли такие турниры и должна ли Украина в них участвовать? По-моему, это вопрос риторический. В сборных футболисты получают своего рода международное образование, а в клубах - национальное, и не все юноши успешно сдают "выпускные экзамены", становясь игроками первой национальной сборной страны и клубов ведущих европейских чемпионатов. Но сокращать "учебный курс" опасно и сродни стрельбе из пушки в собственное будущее.

Тем временем, японская федерация футбола в начале нынешнего века разработала программу развития на 50 лет, поставив перед собой цель в 2050 году выиграть чемпионат мира. Возможно, пару лет назад такая задача вызывала улыбку на лице искушённого болельщика, но после того, как женская сборная страны Восходящего солнца победила на Кубке мира ФИФА 2013, а сборная Японии U-18 демонстрировала блестящий футбол этим январём в Санкт-Петербурге, можно смело утверждать — к середине столетия в футбол японцы будут играть очень хорошо… А мы?

Аналогичные вопросы вызывает Кубок Содружества, который в 2012 году стал проводиться для молодёжных сборных команд U-21 тоже в январе. В нём участвуют более старшие футболисты, и приглашение их в сборные в период межсезонных сборов вызывает ещё больше претензий у клубов, чем турнир сборной U-18. Но слова спортивного директора РФС Николая Писарева не следует игнорировать, тем более, что именно он в качестве главного тренера в минувшем году вывел российскую "молодёжку" в финальную часть чемпионата Европы: "Почему за наш счёт иностранные клубы должны готовиться к сезону во время Кубка Содружества, а не наша сборная?".

В заключение я приведу слова старшего тренера сборной России (действующих чемпионов Европы U-17) Дмитрия Хомухи: "Если бы Мемориала Гранаткина не было, то не все ребята получили бы шанс проявить себя. Всё-таки сборов в течение года не так много, и на них мы бы не рискнули вызвать столь внушительное число новичков. Здесь же — смотрим на ребят в международных матчах. Это лучшая проверка, которая только может быть".

Остается надеется, что 11 место украинской команды на этом Мемориале не заставит руководство ФФУ отказаться от участия в турнирах в январе, а возможная неудача на Кубке Содружества не лишит новую "молодёжку" в следующем году шести подготовительных матчей к новому чемпионату Европы. Ведь невозможно найти в международном календаре окно для шести дополнительных матчей для просмотра кандидатов в сборную без участия в Кубке Содружества, если, конечно, не гнаться за результатом, а системно работать над подготовкой футболистов и команды в целом. В конце концов, результат результату рознь.