Чи зможе Генасамблея ООН прогнути Росію?

За словами постпреда Великої Британії при ООН Майкла Лайала, резолюцію щодо України можуть ухвалити на генеральній асамблеї ООН, де у Росії немає права вето. Що це означає?

Очевидно, что Россия оказалась практически в полной международной изоляции. Против разработанного западными странами проекта резолюции Совета Безопасности ООН не высказался никто из членов этого органа, кроме самой Российской Федерации.

Китай, на который особенно надеялись в Москве, воздержался. Даже по сирийскому вопросу Россия и КНР выступали с практически одинаковых позиций. Только доставшееся РФ в наследство от СССР право вето на решения Совбеза позволили Кремлю избежать полной катастрофы – принятие резолюции обязало бы всех членов ООН, включая саму Россию, признать проходящий в Крыму референдум противоречащим нормам международного права, а его результаты юридически ничтожными.

Наложенное постпредом РФ при ООН Чуркиным вето в очередной раз показало анахроничность существующих в Организации Объединенных Наций правил, разрабатывавшихся в 1944 – 45 годах. Теперь Запад, получивший новое доказательство оправданности своих прежних действий в Ираке и Югославии  в обход ООН, попытается сыграть через Генеральную Ассамблею. В этом органе представлены все 193 государства-члена ООН и ни у кого нет права вето.

Проблема в том, что резолюции ГА ООН в отличие от резолюций Совбеза не имеют обязательной силы, а являются рекомендациями. Есть немало примеров, когда они элементарно игнорируются. Так поступает Израиль в вопросе освобождения занятых палестинских территорий, США – в ситуации с экономической блокадой Кубы. Кроме того, подготовка к вынесению такой резолюции в зал сугубо технически требует значительного времени из-за необходимости запроса позиции почти 200 стран. Только тот проект резолюции, которые не получает поддержки консенсусом, выносится на голосование.

Тем не менее, резолюции Генеральной Ассамблеи имеют большую морально-психологическую силу, и в данной ситуации ее не стоит недооценивать. Дело в том, что, будучи очевидно слабее своих главных геополитических конкурентов, Россия многие годы делала упор на инструментарий ООН для отстаивания своих позиций.

Ее борьба против односторонних силовых действий США и НАТО, противостояние попыткам в соответствии с политической целесообразностью перекраивать карту тех или иных регионов приносила ей популярность и уважение среди целого ряда африканских, азиатских и латиноамериканских стран, имеющих непростые отношения с Вашингтоном и проблемы сепаратизма на своей территории. Сейчас же все прежние достижения тают как снег на солнце. Незаконность действий России в Крыму настолько очевидна, что уже Запад выступил в роли охранителя основ международного права и мирового порядка.

Поддержка осуждающей Путина резолюции не просто большинством, а подавляющим большинством голосов членов ООН на Генассамблее, поставит Россию фактически в положение государства-изгоя наряду с КНДР, Сирией и Ираном. Вряд ли это остановит российскую агрессию, но покажет более адекватным чем Путин силам в Москве перспективу стремительного сужения роли России на международной арене и сведения ее к необходимости лишь постоянно огрызаться и ворчать.