Петіпа. Повелитель польотів

12 березня, 2015 четвер
19:00

Как-то до истерики убедительно, и Российская Империя, и СССР, и бледное подобие великих государств - эРэФия, всегда утверждали свою гегемонию в мировом балете. Выходило, что именно оные… балет изобрели и вместе с лучиной, березовым веником и медовухой человечество облагодетельствовали. Так ли это?

Попробуем поискать, а кто, собственно, россиян научил исполнять cabriole, pirouette или sissone, кто балетным в Мариинке железный носок поставил, кто оказался безграничным руководителем полетов над сценой?

Точно, не пришельцы с Сириуса. Вчера просвещенный мир отметил день рождения этого педагога и танцовщика французского происхождения; с легким опозданием на changement de pied (шанжман де пье) присоединимся и мы. 

Великолепного танцовщика и выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа, ни Россия, ни Франция никак не поделят. И те, и другие считают гения мирового балета своим. А знаете, всё почему? 

В царской России он оказался насколько могучей фигурой, что историю русского балета второй половины XIX в. принято скромно называть - "эпоха Петипа". 

Именно благодаря французу Императорский балет и считался лучшим в мире.

Как полагал, по-моему, лучший историк балета Денис Иванович Лешков (1883-1933): 

- Школа Петипа в балетном искусстве, за все время существования в России, оказалась самой продолжительной и прочной. Ее заветов не может поколебать изменение вкусов публики, требования духа времени и уклонения в "стилизацию", ибо это школа естественной грации, красоты и непреходящей сценической логики. Фантазия Петипа, как автора и хореографа была неиссякаема и, хотя все авторские композиции держались строго в рамках подлинной французской классики - каждый его танец, благодаря наличию истинного вдохновения и тонкого художественного вкуса, казался новым и оригинальным.

Второй мой любимчик, о котором я рассказывал вам в январе, Джордж Баланчин (Георгий Мелитонович Баланчивадзе) в книге "Страсти по Чайковскому. Разговоры с Баланчиным" (1991) Соломона Волкова (1944) вторит теоретику:

- Петипа был умным человеком. Первым из балетных людей он понял, что П.И.Чайковский - гений. Это не так легко: композитор еще живой, публике он не нравится, критикам не нравится, а Петипа услышал. Он правильно сообразил, что музыка в "Спящей Красавице" пышная, блестящая… Это было непросто: найти свой подход к Чайковскому. Петипа создал "стиль Чайковского" в балете.

Вот почему, когда Петр Ильич увидел постановку, то пришел в восторг и заявил: ни с кем, кроме Петипа, балетов писать он не будет.

***

Надев пуанты, поднимемся на носок, чтобы увидеть картину шире. 
Вклад Мариуса Петипа в хореографическое искусство Западной Европы невозможно пе¬реоценить. Потому как весь академический балет, вплоть до XX в., в той или иной мере, нес творческий отпечаток этого властелина гармонии. 

Это объясняет, почему мсье Петипа кажется таким многоликим: один из самобытных танцоров, смелый постановщик, фундамент эстетики, в основу которой плотно вложены личные достижения целой плеяды предшественников. В этом руководителе балетных полетов аккуратно сосредоточилась магия современников - Мария Тальони, Фанни Эльслер, Карлотта Гризи, Франческа Черрито, Вирджиния Цукки, Пьерина Леньяни, Карлотта Брианца, Луи Антуан Дюпор, Энрико Чекетти. 

Конечно, все эти балетные знаменитости внесли свою лепту в развитие академического танца в Европе. И… не были его учениками. Но именно их драгоценный опыт буквами составил современный алфавит танца, "язык от Петипа".

Феномен летающего француза проявился в Личности. По воспоминаниям прославленной балерины Екатерины Васильевны Гельцер (1876-1962): 

- В вариациях, так же, как и в ролях, у Петипа прослеживалась сквозная линия, а не набор движений и трудностей, которые случаются у балетмейстеров, когда им не хватает фантазии... Петипа обладал, прежде всего, колоссальным вкусом. Танцевальные фразы у него неразрывно слиты с музыкой и образом. Петипа всегда чувствовал стиль эпохи, индивидуальность актера... Художественным чутьем он верно воспринимал сущность индивидуальных дарований. Да, Петипа был человеком милым и деликатным... Все его любили. Тем не менее, дисциплина была железная.

Пусть летят десятилетия, а мы перейдем на личности.

Насколько велик Мариус Петипа, можно судить по относительно свежим фактам сценической жизни… "Спящей красавицы" (1890) Петра Ильича Чайковского. 

В 1946 г. ею ознаменовалось рождение Королевский английский балет (The Royal Ballet). Спустя девять лет тот театр показал "Спящую красавицу" на ВВС, а в 1960 г. передвижная труппа "Интернациональный балет XX века" познакомила со "Спящей красавицей" па¬рижан. Успех был настолько велик, что спектакль в восстановленной хореографии Мариуса Петипа шел изо дня в день - едва ли не ДВА СЕЗОНА.

***

Чего замерли? Идем знакомиться. Во французском г.Марселе 27 февраля (11 марта) 1818 г. родился третий ребенок в артистической семье - Мариус Петипа (Victor Marius Alphonse Petipa). Драматическая актриса Викторина Морель-Грассо (Victorine Morel-Grasseau; 1794-1860) спеленала сына Люсьена в 1815 г., а дочь Элизабет Марианн - в 1816 г. Счастливый отец Жан-Антуан Петипа (1787-1855) был артистом балета, отсюда и отчество - Мариус "Иванович", которое русифицированному иностранцу зачем-то пришпандорили в Санкт-Петербурге.

Да захотел так и не выдумал бы… Мальчик Виктор-Мариус-Альфонс появился на свет, в девять часов утра 27 февраля 1818 г., когда отец впервые в качестве балетмейстера вел репетицию анакреонтического балета "Рождение Венеры и Амура" (La Naissance de Vénus et de l'Amour) по хореографии Ж.-Б.Блаша. Стрела угодила в цель! Именно этому наследнику суждено было прославить род Петипа.

В семь лет мальчик уже учился балетному искусству… у родителя, не только танцовщика, как писали советские энциклопедии, но и хореографа-педагога Жана-Антуана Петипа. Поверьте, там с генами было, что перенимать. К примеру, старший брат, Люсьен Петипа, ходил в красавцах-премьерах; как первый (!) исполнитель принца Альберта в фантастическом балете "Жизель" (Giselle) Адольфа Адана. Долгое время старшОй даже служил хореографом Парижской Оперы (Opéra de Paris). 

Это так, к слову, об истоках русской балетной школы.

В 1822 г. по контракту Петипа-отца пригласили в Бельгию. Туда переехала вся семья. Общее образование Мариус получил в брюссельской гимназии, одновременно посещая столичную консерваторию "Koninklijk Conservatorium Brussel", которой руководил франко-бельгийский педагог, дирижер, композитор Франсуа-Жозеф Фети (François-Joseph Fétis; 1784-1871). Здесь юноша изучал сольфеджио, даже мучил скрипку; так желала мама Викторина. Вскоре пришлось выбирать - или, или:

- С семи лет я обучался танцевальному искусству в классе отца, переломавшего о мои руки не один смычок! По его мнению, так лучше усваивались тайны хореографии. Необходимость такого педагогического приема вытекала из того, что в детстве я не чувствовал ни малейшего влечения к… тому виду искусства.

И вдруг в связи с Бельгийской революцией (1830) все театры закрылись на полтора года. Старший Петипа, Жан-Антуан трудился учителем бальных танцев в пансионах. Когда стало совсем худо, тятенька решили арендовать театр в Антверпене и на свой страх и риск дали несколько представлений, причем вся балетная труппа состояла исключительно из… членов семьи. Вот так юный Мариус и дебютировал во Фландрии в 1831 г. в балете "Танцемания" (Dansomanie) Никола Боксы; правда, до этого с братом Люсьеном они за гроши трудились… переписчиками нот.

***

Когда пришло время определяться с профессией и овладевать ремеслом, уже не по-родственному, т.е. без снисхождения, в Париже Морис брал уроки у знаменитого "бога танца" XVIII в. Огюста Вестриса (Marie Jean Augustin Vestris;1760-1842). 

Почему бога? Ещё в 1835 г., то есть в возрасте 75 лет, мсье Вестри танцевал на сцене, выполняя менуэты вместе со знаменитой примой Марией Тальони (Maria Taglioni; 1804-1884). По окончании контракта с Гранд-Опера (Grand Opéra) Огюст Вестри, как педагог, ставил танец молодой плеяде перспективных учеников: Люсьен Петипа, Жюль Перро, Мария Тальони, Фанни Эльслер и другие. 

Иными словами, Бог танца лепил всю европейскую школу "романтического балета".

Это кажется невероятным, но в 1838 г. 19-летний Петипа, не только получил ранг первого танцовщика в Нантском театре, но уже пробовал силы в качестве… балетмейстера. Тогда Мариус сочинил и поставил три балета: "Права сеньора", "Маленькая цыганка" и "Свадьба в Нанте". Вместе с тем юноша лично выходил на сцену в различных спектаклях, поставленных хореографом Жан-Антуаном Петипа. Повзрослев, с отцом сын продолжал работать, но уже и самостоятельно гастролировал по Франции (1836-1837) и даже США (1839).

В 1842-1846 гг. по контракту с Королевской балетной труппой Мариус Петипа очутился в Испании, где премьер досконально изучил народные танцы. Впоследствии с блеском он восстанавливал их в собственных постановках. Именно здесь, в "Teatro del Circo", француз впервые и платно занялся хореографией. Среди ранних балетов молодого постановщика, сработанных в Мадриде, нужно назвать "Кармен и ее тореадор", созданный по случаю бракосочетания испанской королевы Изабеллы, "Приключения дочери Мадрида", "Жемчужина Севильи", "Отъезд на бой быков".

Благополучное пребывание достопочтенной семьи Петипа в Мадриде резко оборвалось: адюльтер и последовавшая дуэль заставили молодого танцовщика в декабре 1846 г. покинуть Испанию.

- Галльский петушок! - Так за задиристый характер его называли в детстве. А тут еще Испания, горячая кровь, амурный возраст. 
Словом, молодое дело - не хитрое. 

В начале 1846 г. танцор закрутил роман с женой… маркиза де Шатобриан, первого секретаря французского посольства в Испании. Узнав об этом, вельможа позвал Петипа на дуэль. Так, по крайней мере, повествуют русскоязычные источники. Только вот 29-летний актер не был полным идиотом, чтобы бодаться с маркизом. 
Да еще и послом родной страны. Ситуация оказалась намного сложнее.

***

В "Teatro del Circo", где на сцене тогда премьерствовал Мариус, абонировала ложу одна знатная дама. Не только сеньора, но и красавица-дочь, сеньорита пользовалась успехом у мужчин. Завязался роман с юной аристократкой - обычное дело для Испании тех лет и той среды. После спектакля Петипа мчал к особняку любимой, где с балкона уже свисал белый шарф: это значило - встрече ничто не препятствует. По плющу, обвивавшему стену, герой вскарабкивался к возлюбленной, и они падали в объятия друг друга. Все бы ничего, только однажды молодого любовника заприметил первый секретарь французского посольства, у которого тлел роман… с сеньорой.

Посчитав, что он поймал соперника, маркиз де Шатобриан вызвал наглеца на дуэль. Так представляют ситуацию мемуары Мариуса Петипа:

- Секундантом у маркиза был герцог д’Альба. Перед началом дуэли он говорит:

- Я уполномочен предложить десять тысяч франков, если вы согласитесь немедленно покинуть Мадрид.

Конечно, я не согласился на унизительное предложение и ответил:
- Передайте, что я приму деньги только при одном условии: за каждый франк я влеплю маркизу пощечину.

К счастью, дипломат, стрелявший первым, - промахнулся. Глаза мои тогда были молодыми и зоркими. Не желая убивать соперника, я задел пулей его нижнюю челюсть. Но история о дуэли немедленно разлетелась по Мадриду, и до конца сезона спектакли с моим участием проходили с аншлагом.

Эта история ярко характеризует Мариуса Петипа. Хотя в дальнейшем до пальбы на пистолях дело больше не доходило, но упрямство и нежелание отступать неизменно выводили его победителем во всяких принципиальных противоборствах. 

Итак, вынуждено артист покинул Испанию и прибыл в Париж. Здесь, месяц-другой, он украшал спектакли в "Théâtre de l’Academie Royale de Musique".

***

Вот тогда-то в жизни успешного танцовщика и хореографа обозначилась Московия. На пароходе 24 мая 1847 г. бесстрашный Мариус Петипа прибыл в Северную Пальмиру. По протекции главного балетмейстера Санкт-Петербургской труппы, инспектора балетов Антуан-Титю Доши (Antoine-Titus Dauchy; 1780-1850) в 1847 г. французского артиста пригласили - слышите? при-гла-си-ли! - в Императорский балет, где в октябре 1847 г. он уже станцевал партию Люсьена в балете "Пахита" (Paquita) Эдуара Дельдевеза. Современной, оригинальной хореографией в России и не пахло; в основном постановками заправляли… французы.

Кстати, его отца, Жан-Антуана Петипа, также пригласили в Санкт-Петербург - правда, на должность преподавателя (!!!) балета в школу при Императорских театрах. Вскоре среди известных учеников француза обозначились Тимофей Стуколкин (1829-1894), Лев Иванов (1834-1901) и… Павел Гердт (1844-1917). Спустя несколько десятилетий именно знаменитый педагог Павел Андреевич Гердт, который с 1865 г. стал ведущим танцовщиком Мариинки, в свою очередь, лично передавал знания и наставлял младое племя русских танцоров: Агриппина Ваганова, Тамара Карсавина, Лидия Кякшт, Сергей Легат, Анна Павлова, Павловна Николай Солянников, Василий Тихомиров, Михаил Фокин, Александр Ширяев.

Мариус Петипа начал с азов, и - по свежим следам. Молодой, красивый, веселый, одаренный, он сразу завоевал популярность в среде артистов. Зачисленный в Санкт-Петербургскую Императорскую труппу мсье Петипа попросту перенес с Парижской Оперы (Opéra de Paris) на петербургскую сцену… "Пахиту". В Гранд-Опера премьера того балета композитора Эрнеста Дельдевеза в хореографии Жозефа Мазилье состоялась лишь 1 апреля 1846 г. Смелый постановщик Петипа, разве что, добавил в собственной редакции спектакля… потрясающий дивертисмент в характерном для себя стиле, выбрав для этого музыку Людвига Минкуса. 

Вскоре та, с первого взгляда, развлекательная интерполяция превратилась в мощный стержень балета и, в конце концов, единственное, что сохранилось от… оригинальной хореографии "Пахиты" от тяжеловесного и архаичного мсье Мазилье.

Разительным трансформациям подверглась хореография и в восстановленном Маурисом Петипа балете "Сатанилла, или Любовь и ад" (1848) композиторов Наполеона Ребера и Франсуа Бенуа в постановке балетмейстера Жозефа Мазилье, что с 10 февраля (22 февраля) 1848 г. превратился в большой пантомимный балет в трех актах семи картинах. В столице Франции, в Королевской академии музыки (Парижская Опера) премьера состоялась 23 сентября 1840 г.

Ведущие мужские партии, grand pas, в балетах "Пахита" и "Сатанилла" повелитель полетов, понятное дело, танцевал сам. 
Поначалу не блистая именно в классическом танце, Мариус Петипа прекрасно исполнял демихарактерные партии. Среди лучших ролей страстного актера-мима романтического плана был Дьяволино в "Катарине, дочери разбойника". Это притом, что на премьере спектакля в петербургском Большом театре 4 февраля 1849 г. роль Дьяволино танцевал сам постановщик и балетмейстер Жюль Перро.

Через год, в 1849 г. "Пахиту" именно в видении Мариуса Петипа тщательно воспроизвели, - так сказать, в учебно-педагогических целях - на сцене… московского Большого театра.

***

Хотя Петипа практически не выезжал из России, он всегда был в курсе парижских новинок в области балета, других видов искусств. Куда двигаться, он интуитивно чувствовал, танцуя партии в собственных постановках; балетмейстеру требуется чувствовать полет не из партера. 

Хореография нового балета "Дочь Фараона" (La fille du pharaon) Цезаря Пуни, представленного в 1862 г., прославила мастера в Империи. В том спектакле он станцевал двойную партию - лорда Вильсона и египтянина Таора. Это была первая многоактная балетная феерия в эклектическом стиле. Оглушительный успех! 
В 2000 г. шедевр для Большого театра воссоздал хореограф и балетный педагог, нет, не русский, а… французский - Пьер Лакот (Pierre Lacotte; 1932).

За "Дочерью Фараона" последовали "Царь Кандавл" (1868) Цезаря Пуни, два варианта "Дон Кихота" (Москва, 1869; Санкт-Петербург, 1871) Людвига Минкуса, "Камарго" (1872) Людвига Минкуса, "Наяда и рыбак" (1874) Цезаря Пуни, "Бабочка" (1874) Жака Оффенбаха, "Приключения Пелея" (1876) Людвига Минкуса и так далее. 

Первым настоящим шедевром Мариуса Петипа стала "Баядерка" (1877) Людвига Минкуса; до сих пор "акт теней" считается жемчужиной, чистейшим образцом классического балета. Заметными событиями в культурной жизни России также были: "Кипрская статуя" (1883), "Коппелия" (1884), "Тщетная предосторожность" (1885), "Талисман" (1889), "Калькабрино" (1891), "Сильфида" (1892), "Щелкунчик" (1892), "Золушка" (1893), "Конек-Горбунок" (1895), "Синяя борода" (1896), "Испытание Дамиса" (1900), "Времена года" (1901), "Волшебное зеркало" (1903) и множество других. Сорок лет кряду, 1863-1903 гг., иностранец заслуженно считался главным балетмейстером Петербургского балета, за это время генеральный повелитель полетов сделал 47 оригинальных балетов.

Невероятно, но, начиная с 1869 г., все в русском балете зависело от одного художника, от мсье Петипа. Он стал безраздельным диктатором танца. 
Опираясь на традиционную французскую школу, хореограф разработал новую структуру балетного спектакля, в котором искусно сочетал пантомиму и танцевальные сцены. Время и опыт шлифовали личное мастерство, а оно вызывало новое видение балета. Долгие годы сотрудничая со штатными балетными композиторами, в 1890 г. он приблизился к настоящей симфонической музыке. Именно тогда случилось прозрение. Петипа постиг драгоценный дар балетмейстера: 

- В "гармонии линий" я вижу призвание: научить гармонии людей, не одаренных от природы.

***

Нет, Петипа не был первооткрывателем синкретизма в сценическом искусстве, он развивал Традицию, освященную веками. По желанию директора Императорских театров И.А.Всеволожского (по его сценарию и его костюмам) в 1890 г. повелитель полетов поставил балет-феерию "Спящая красавица" П.И.Чайковского. 

К тому времени он был готов глубоко и детально прорабатывать "заказ", "заказ" в пластике. Хореографические кульминации в том балете - четыре адажио каждого акта - дали уникальные примеры образности танца ХХ столетия.

Насколько оценил подобный подход Петр Чайковский, видно из искреннего желания гения написать на титульном листе клавира "Спящей красавицы": 

- Сочинение Чайковского и Петипа, - поскольку композитор всегда свято верил:

- Балет - та же симфония.

После безвременной кончины Петра Ильича, вместе с балетмейстером Львом Ивановичем Ивановым (1834-1901), Мариус Петипа создал каноническую редакцию "Лебединого озера" (1895). Со временем она превратилась в символ "русского" балета. Шедевром новейшей европейской хореографии стали па-де-де Одиллии и принца Зигфрида, придуманные французом. Чем выше был талант композитора, тем сильней разыгрывалось воображение балетмейстера, тем глубже хореограф проникал в произведение, тем мощнее закладывал впечатление от балета.

В возрасте 80 лет мсье Петипа поставил последний шедевр. 

"Раймонду" Александра Глазунова, действие которой разворачивается в рыцарские времена в родном для французского балетмейстера Провансе, впервые показали 19 января 1898 г. на сцене Мариинского театра. 

Спустя два года балет поставили в Москве, сохранив хореографию Петипа.

Творчество позднего Петипа, великий стиль "Императорского балета", с искренним восторгом и молодым упоением воспринял верный последователь и продолжатель, крупнейший классик танца ХХ века Джордж Баланчин.

***

Прожив в России почти полустолетие, повидав на своем веку четырех царей, только в 1894 г. француз принял русское подданство. Иного отечества он не желал даже тогда, когда постановщика отстранили от работы в театре. Случилось это так. 
В 1903 г. на генеральной репетиции балета "Волшебное зеркало" Арсения Корещенко, в соответствии с хореографией Петипа, на сцену Мариинского театра вынесли огромное зеркало. 

И оно, не только треснуло, но и разлетелось на осколки!

Поверьте, дело не в предрассудках, а в новом директоре Императорских театров, бывшем конногвардейце В.А.Теляковском (1860-1924). Уволить балетмейстера бывший выпускник Академии Генштаба не решался, так как в поклонниках Мариуса Петипа ходил император Николай II, озвучивший простое веление:

- Господин Петипа должен оставался первым балетмейстером до конца жизни.

Несмотря на преклонный возраст, мастер оставался энергичным изобретателем, а по работоспособности даже превосходил большинство молодых коллег. Не в силах избавиться от самодостаточного хореографа, г-н Теляковский изводил постановщика: вмешивался в творческие детали, некомпетентно высказывался, нелепо распоряжался. С подобной обструкцией и молодым режиссерам не справиться, хотя театральная труппа всецело поддерживала мастера.

После премьеры балета "Волшебное зеркало", которая 9 февраля 1903 г. неожиданно провалилась, конфликт достиг апогея. Из-за упрямого вмешательства директора в продуманное оформление и освещение сцены, балет вышел… не таким, каким задумывался. 

Тяжело переживая неудачу, Петипа слег с инсультом - частичный паралич!

К счастью, вскоре здоровье вернулось, мастер даже стал заходить в театр.

Да вот прощание уже было не остановить. Осенью 1903 г. мсье Петипа, которому исполнилось 85 лет, уволили из Мариинского театра.

…Как ему удалось продержаться 47 лет в Империи, где искусством командуют конногвардейцы, а решение об оформлении и освещении сцены принимают по законам военной светомаскировки, - ума не приложу. 

Благодаря французу Мариусу Петипа русский балет к началу ХХ в. стал лучшим в мире, а Мариинский театр до сих пор резонно и почтительно называют - "домом Петипа". Балеты в редакции повелителя полетов даже спустя столетие с аншлагами идут в Париже, Лондоне, Токио, Нью-Йорке. Они растиражированы на DVD в исполнении лучших балерин и танцовщиков мира; ждут они и некоторых из вас.

***

В сыром и дождливом Санкт-Петербурге Мариус Петипа жил до 1907 г. 

Затем по настоянию врачей вместе с семьей маэстро перебрался в Крым. В Ялте он, страдавший всю жизнь хроническим бронхитом, скоротал остаток дней. Кедр, магнолия, самшит, съедобный каштан, железное дерево - все это уже не помогало.

- О святой инстинкт природы, неисповедимая симпатия всего сущего! Ты указуешь мне врата Тайны. Я постучусь, и они откроются!

Коротая остаток лет воспоминаниями, по памяти повелитель полетов пересматривал поставленные им балеты: "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Щелкунчик". 

- Если только у тебя есть глаза, ты всюду увидишь сверкающие цукатные рощи, прозрачные марципановые замки - словом, всякие чудеса и диковинки.

Как близко он приблизился к Идеалу! Только почти не оставалось времени и сил, чтобы побороть Крысиного короля... Королева исходила слезами и рыданиями, а кабинет Короля пришлось обить ватой, потому что Король бился головой об стену и жалобным голосом причитал:

- Ах, я - несчастный монарх!

В июне 1907 г. хронический бронхит перешел в воспаление легких. 
Последние два дня перед кончиной Мариус Петипа пребывал в беспамятстве, никого не узнавая и уже не чувствуя страданий. 
- Что есть человек и во что он может превратиться?

Нашедший в 11 часов утра Мариуса Петипа перепуганный камердинер не сразу сообразил, что 1 (14) июля 1910 г. хозяин преставился. Даже после смерти повелитель полетов улыбался. Может, его уносил волшебный сон? Или: вдохновившись увиденным, он точно решил: не мешкая, он возвращается в Северную Пальмиру, дабы на сцене Императорского театра поставить видение?

Безжизненное тело из Гурзуфа везли через всю Россию. 

8 (21) июля, в 10 часов утра, печальный состав прибыл на Николаевский (ныне -Московский) вокзал Санкт-Петербурга. После краткой литии, совершенной по католическому обряду, гроб вынесли на руках и поставили на траурную колесницу. Затем похоронная процессия направилась к Волкову кладбищу. Провожала великого балетмейстера в последний путь семья: вторая супруга Любовь Леонидовна Савицкая, дети - Надежда, Виктор, Любовь, Вера. За ними шли сотоварищи из театрах двух российских столиц, ученики и ученицы, почитатели таланта. 

- Дражайший коллега, счастье никогда не приходит одно.

***

В 12 часов гроб опустили в фамильный склеп на Волковском лютеранском кладбище (ныне - район станции метро "Волковская"), где уже покоились - отец Жан-Антуан Петипа (1855), брат Жан-Клод Тонер Петипа (1873) и дочь Евгения (1892). 

По желанию покойного на могиле установили небольшой белый крест с надписью:

- Marius Petipa - 1 июля 1910 г.

За годы советской власти, которая всегда кичилась русским балетом, последняя обитель безграничного повелителя полетов пришла в полное запустение.

Только в 1948 г. по решению городских властей Ленинграда прах балетмейстера перенесли в Некрополь Мастеров искусств, обустроенный на Тихвинском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. 

В 1958 г. на месте погребения останков альфы и омеги русской балетной сцены положили мраморную плиту.

В 1988 г. плиту Советы заменили гранитной полуколонной на постаменте, выполненной в манере исторических памятников эпохи классицизма.

***

А вот бы кто сейчас из крымчан проверил, как там - администрация санатория "Гурзуфский" (ул.Ленинградская, 10), гостиница "Мариино" (четыре с половиной месяца здесь Мариус Петипа прожил в 1909 г.), поселковый совет Гурзуфа - уже взялись чтить традиции русского балета?

Похоже, дела до сих пор обстоят так, как они описаны в воспоминаниях русской балерины Матильды Кшесинской (1872-1971), известной интимными отношениями с августейшими особами Империи:

- Петипа говорил всегда по-русски, хотя очень плохо его знал. Он так и не выучился языку за долгие годы пребывания в России. Ко всем он всегда обращался на "ты". Приходил, обыкновенно завернувшись в свой клетчатый плед и посвистывая. Он приходил с уже готовым планом и ничего не придумывал во время репетиции. Не глядя на нас, он просто показывал, приговаривая на своем особенном русском языке: "Ты на я, я на ты, ты на мой, я на твой", что означало переход с одной стороны на его сторону - "ты на я". Причем он, для ясности, тыкал себя пальцем в грудь при слове "я». Или: с дальней стороны сцены - "твой" на ближнюю к нему - "мой". Мы его язык знали и понимали, чего он от нас хотел.

Примерно с туземцами так и общались европейцы: мой-твоя-не-понимай!

И я об этом: зачем Московии нужен был балет? 

Конногвардейцам больше любы скоморохи с гуслями.

Читайте також:
військовий марш
27 вересня, 2021 понедiлок
В Україні змінили положення про військову службу в ЗСУ
Теофімо Лопес
20 вересня, 2021 понедiлок
Ломаченку поставили ультиматум стосовно реваншу з Лопесом
Олександр Усик та Ентоні Джошуа
26 вересня, 2021 неділя
Джошуа назвав несподівану причину поразки від Усика
Київ
+12
  • Київ
  • Львів
  • Вінниця
  • Дніпро
  • Донецьк
  • Житомир
  • Запоріжжя
  • Івано-Франківськ
  • Кропивницкий
  • Луганськ
  • Луцьк
  • Миколаїв
  • Одеса
  • Полтава
  • Рівне
  • Суми
  • Сімферополь
  • Тернопіль
  • Ужгород
  • Харків
  • Херсон
  • Хмельницький
  • Черкаси
  • Чернівці
  • Чернигів
  • USD 26.51
    Купівля 26.51
    Продаж 26.73
  • EUR
    Купівля 30.89
    Продаж 31.28
  • Актуальне
  • Важливе
2021, середа
29 вересня
00:26
Шахтар - Інтер
Ліга чемпіонів: який вигляд має турнірна таблиця групи "Шахтаря" після сенсаційного 2-го туру
00:07
"Реал" - "Шериф"
"Шериф" Вернидуба сенсаційно переміг "Реал" в Іспанії
2021, вiвторок
28 вересня
23:55
ПСЖ - "Манчестер Сіті"
Мессі забив перший гол за ПСЖ і приніс команді перемогу над "Ман Сіті" у Лізі чемпіонів
22:58
Дмитро Разумков
Депутатів навмисно ввели в оману під час розгляду закону про олігархів, - Разумков
22:38
Томас Тухель
Я тренер, я не експерт по COVID, - тренер "Челсі" відмовився переконувати футболістів вакцинуватись
22:36
"єСуд"
Суд у смартфоні: в Україні презентували застосунок "єСуд"
22:04
Понад 15 катерів, гелікоптери, морська піхота: у Румунії стартували навчання за участю ВМС України
22:03
Олег Немчінов
Підстав підвищувати тарифи немає, - Немчінов
21:52
"Аякс" - "Бешикташ"
"Аякс" без проблем переміг "Бешикташ" у ЛЧ
21:43
Слуга народу
Кравчук: "Слуги" самостійно платитимуть за поїздку до Трускавця
21:37
Оновлено
Шахтар - Інтер
"Шахтар" - "Інтер" 0:0: онлайн-трансляція матчу Ліги чемпіонів
21:37
"Шахтар" - "Інтер"
"Шахтар" та "Інтер" зіграли внічию у Лізі чемпіонів
21:27
У Білорусі вбили працівника КДБ
21:23
На Миколаївщині начальник військового складу продавав зброю та боєприпаси
На Миколаївщині начальник військового складу продавав зброю та боєприпаси
21:20
Мірча Луческу
Луческу назвав найкращу команду цьогорічної Ліги чемпіонів
21:04
вакцинація дітей
В Україні планують дозволити щеплювати дітей від 12 років вакциною Pfizer
21:01
Юліан Нагельсманн
Тренер "Баварії" знецінив шанси "Динамо" в їхньому матчі Ліги чемпіонів
20:42
Південний міст
У Києві на понад два місяці обмежать рух Південним мостом
20:37
свічка
На Донбасі загинув командир бойової машини 54-ї бригади
20:19
вакцинація
Вакцинуватися проти коронавірусу та грипу можна в один день, – Лапій
20:10
Роджер Гант
Помер легендарний футболіст "Ліверпуля"
19:52
коронавірус
У дитбудинку Луцька стався спалах коронавірусу: до лікарні потрапили 17 дітей
19:31
Денис Малюська
"Маєте гроші – купуйте": Малюська пропонує українцям придбати в’язниці з аукціону
19:26
Сергій Притула
Притула підтвердив, що планує створити власну партію
19:06
Наталка Діденко
В Україну йдуть сонце і прохолода, - синоптик Наталка Діденко про погоду 29 вересня
18:56
Олександр Усик та Ентоні Джошуа (ліворуч)
Усик поскаржився на гонорар, який отримав за перемогу над Джошуа
18:50
субсидія
Розмір субсидій переглядатиметься автоматично, якщо зростатимуть тарифи, - Лазебна
18:41
школа
"Червона" зона карантину: як працюватимуть школи
18:29
ФК "Шахтар"
"Шахтар" - "Інтер": склади команд на матч Ліги чемпіонів
18:20
ООС
День у зоні ООС: окупанти 7 разів порушили "тишу", поранені двоє українських військових
18:15
Олександр Усик (праворуч) та Ентоні Джошуа
У нього є рідні і близькі, мати і батько, - Усик пояснив, чому він не нокаутував Джошуа
17:57
пенсія
Лазебна заявила про зростання мінімальної пенсії з 2022 року для людей старше 70 років
17:52
Факундо Феррейра
Екснападник "Шахтаря" знайшов незвичний варіант продовження кар'єри
17:45
Російські хакери
США депортували до Москви російського хакера
17:27
граната
На Івано-Франківщині засудили військового, який кинув у натовп відвідувачів кафе гранату
17:16
Майк Тайсон
Вони б мене не побили: Легенда боксу Тайсон розкритикував бій Усик - Джошуа
17:13
Совські ставки
Екокомісія Київради погодила створення нового парку на понад 22 га
17:04
Дія
Федоров: 7 млн українців активно використовують застосунок "Дія"
16:56
Андрій Лунін
Тренер "Реалу" Анчелотті вирішив дати шанс Луніну в Лізі чемпіонів
16:55
МОЗ планує витратити на COVID-вакцини майже 8 млрд грн до 2024 року, - StateWatch
Більше новин