В пространстве апокалиптических антиутопий

(нечто о новообразованных "Республиках" и их перспективах)

После отделения Крыма и создания ДНР и ЛНР (а тепер еще и Лисичанской республики) у комментаторов появились многочисленные аналогии относительно этих псевдогосударственных образований: Косово, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Палестина и т.д. Отмеченные аналогии являются оправданными, хотя и не исчерпывают сущности явлений.  И чтобы лучше их понять, хочу предложить интерпретацию под несколько необычным ракурсом – с точки зрения философской проблемы Желания, которое подобно Богу создает человеческое существо во всем его величии и ничтожестве. А Утопии и Антиутопии являются проектами непосредственной реализации Желания. Реализации здесь и сейчас, Рай или Ад, полнота жизни или аннигиляция. Неважно. Все это составляющие человеческого Желания и в зависимости от того, какие из этих составляющих доминируют, то мы и получим на выходе.

    В контексте этой преамбулы я вспомнил «Республику Сало», основанную на севере Италии в 1943 году Муссолини с помощью немецких штыков. Однако я вспомнил не столько это реальное квазигосударство, сколько его кинематографический образ в скандальном и последнем фильме Пьера-Паоло Пазолини, который поместил в пространство данной «республики» сюжет книги Маркиза де Сада «120 дней Содома». Удивительная интуиция выдающегося мастера, у которого кинематографическая «республика» отличается от своего исторического аналога одной существенной особенностью: реально существовавшая Итальянская Социальная Республика более или менее успешно имитировала основные приметы государтсва, а воображаемая республика Пазолини представляет собой лишь пространство оргии, разврата и эксцесса насилия.

    То есть, всего того, что составляло суть проекта скандального Маркиза и что так восхищало его современных европейских интерпретаторов (типа Ж. Батайя). Несмотря на отмеченные отличия, гений Пазолини очень точно проник в сущность такого рода искусственных образований, чей временный характер придает особую остроту извращенным наслаждениям по типу «Пир во время чумы» или «После нас – хоть Потоп!». Разумеется, проект Муссолини (политика, чия деятельность опиралась на определенные идеологию и четкие принципы) содержал лишь в зародыше и гипотетической возможности реализацию фантазий де Сада. Однако то, что оставил Пазолини в качестве своей кинематографической лебединой песни, реализовалось не на его родине и не в его эпоху. Наверное, нечто подобное было в Югославии. И уж точно мы можем наблюдать оргию аутентичного криминального беспредела, который де Сад мыслил как общественный идеал и реализацию принципа человеческой свободы или «Все позволено!» и на Востоке Украины.

   Итак, в контексте сказаного, можно предположить, что «остров Крым», Лугандон и Донбабве есть пространство разрушения всех привычных институтов, юридических и моральних норм, то есть антиутопии «Сало» в исполнении де Сада/Пазолини. Это утопический праздник такого разрушения, и я уверен, что все т.н. «референдумы», прошедшие на данных территориях, были приглашениями к неповиновению, к выходу «за пределы», к выбросу адреналина и к взрыву привычных форм и норм жизни. Я утверждаю, что основа происходящего лежала не в «интересах», которые обещали реализовать, а в дьявольском нашептывании «Все позволено!», в описании этой оргии вседозволенности как утопического «светлого будущого» или антиутопической картины эстетизированного Зла.

   Что происходит сейчас на территориях новых республик? Например, формально Крым является частью РФ, но фактически он остается Зоной, «антиутопическим Островом», пространством, где человека можно безнаказанно похитить или убить, забрать его собственность, изнасиловать, где бездействуют правоохранительные органы, а на улицах справляет бал приехавшее «акающее быдло». И именно этот крымский опыт как метастаз распространился на Донбасс, где новая власть является организатором аналогичного криминального беспредела. В сообщениях СМИ, касающихся ситуации в регионе, мы сталкиваемся с однотипной информацией: мародерство, целевые и немотивированные убивства, ограбления, выселение из квартир с их последующим присвоением.

     Одним словом, все тот же эксцесс насилия и полной аннигиляции всех привычных человеческих установлений. Да, собственно говоря, ничего другого, «республики Сало» предложить не могут. По поводу дальнейших перспектив этих островков абсолютного Зла могу сказать следующее. О Крыме. В ближайшей и среднесрочной перспективе Украине его не вернуть. Может быть даже не вернуть никогда, учитывая, что Россия, больная разновидностью «территориальной шизофрении» не отдаст «ни пяди» своей территории, даже если ее постигнет божественная кара и со временем она потеряет все или даже распадется. Эту твердолобость не пробьют никакие санкции и никакая изоляция. А в нашем сознании, восприятие крымской эпопеи будет организовано по законам фильмов-катастроф или кинематографической апокалиптики. Мы будем воспринимать его как «потерянный Рай», как солнечное Эльдорадо, превратившееся в мерзость запустения, в пространство Ада с деградацией всех форм социальной жизни.

      С другой стороны, Россия также не сможет полноценно интегрировать Крым в свою инфраструктуру. Особенно если учесть, что она сама является страной-деградантом, «черной дырой», гигантской воронкой, грозящей засосать все, с чем она соприкасается. Поэтому Крым ждут очень печальные перспективы остаться «Зоной» из фильма Тарковского, ездить куда будут лишь любители посещать заповедники и музеи деградационной екзотики, экстремалы и любители апокалиптического туризма.

    Что же касается Донбасса, то теоретически его возвращение из «зоны беспредела» в «цивилизованную зону» возможно. Однако здесь мы сталкиваемся с одной фундаментальной философской проблемой, которая еще в советское время была помыслена Мерабом Мамардашвили: «Возможен ли выход из т.н. «редуктивных социальных образований», то есть оттуда, где вместо структур в виде институтов, юридических и моральних норм имеет место ситуация «неструктурированного желе», хаос в каждой точке социального пространства»? А ведь именно такая антропологическая регрессия наблюдается на Донбассе.

    Проблема значительно осложняется еще и тем, что де-садовские импульсы тотальной де-институционализации были заложены еще во времена правления Януковича и сейчас лишь расцвели пышным цветом. Уже тогда со стороны власть имущих расцветала ничем не сдерживаемая свобода посягания на жизнь обычного гражданина, формировалась атмосфера «непристойних наслаждений» от эксцессов насилия: в отделениях милиции преспокойно убивали людей, мальчики-мажоры давили прохожих на пешеходных «зебрах» и кайфовали от своей безнаказанности, у людей отбирали квартиры, а власть всех уровней утопала в эксцессах потребления. Поэтому, повторяю, донбасские «Республики Сало» -- это всего лишь зеркало, в котором отражается внутренняя сущность того, до чего довел страну криминальный режим Януковича. Последний создал зону Ада на всей территории страны, и украинский Восток – это всего лишь последние круги этого Ада.

     И потому основная задача, которая стоит сейчас перед «материковой» Украиной, состоит в том, чтобы сначала цивилизовать самое себя, победить «Донбасс» в себе, остановить де-садовсеий Содом во всеукраинском масштабе, а уж потом приступить к тому, чтобы поднимать «территории Апокалипсиса» до своего уровня. Однако по тому, как начала заниматься заря нового президентства, надежда на это катастрофически мала. И если нам не удастся выйти из этого Ада, если инерция деструкции победит силы созидания,  то подтвердится тезис о том, что на разрушенном основании очень сложно, что-либо построить, а в более глубоком философском смысле смысле подтвредится мысль Мераба Мамардашвили: «Из Ада мы всегда возвращаемся с пустыми руками».