Путін і Гоголь («Записки божевільного» як пророцтво)

Воспринимая все происходящее в Украине и России и осмысливая российскую агрессию на нашу территорию, невольно ловишь себя на мысли о том, что это некий мираж, картинка из научно-фантастического триллера, плод фантазий, которые каким-то чудом обрели контуры реальности.

И при попытке осмыслить эти явления мне вспомнились «Записки сумасшедшего» Гоголя. Я сейчас объясню, почему, но перед этим напомню содержание документального фильма о последних днях Гитлера, который посмотрел несколько дней назад. В этом фильме интересны не столько общеизвестные факты, сколько предсмертные фантазии Гитлера и Геббельса, которые и заставили меня вспомнить героя повести Гоголя господина Поприщина.

Итак, о чем же думали фюрер и его главный пропагандист? Если проанализировать их фантазии, то госпожа Меркель сказала бы, что они оторвались от реальности. И это чистя правда, потому что Гитлер в осажденном Берлине, когда русские танки подходили к его бункеру, на полном серьезе мечтал о том, как он переедет в маленький немецкий город, создаст в нем музей имени себя, перевезет туда прах своих родителей и будет наслаждаться славой. Его же верный соратник представлял себе, как через сто лет о последних днях Рейха снимут фильм, где защитники Берлина предстанут как великие герои. Как видим, в воображении министра пропаганды реальность и кино практически поменялись местами, то есть реальные события воспринимались как фильм, где участники сражения были одновременно и актерами в этой грандиозной кинопостановке.

А теперь кратко вспомним сюжет повести Гоголя. Главный герой, мелкий чиновник, закованный в свои комплексы и защищающийся от своих травм компенсаторными фантазиями, которые в один прекрасный момент и приводять к умственному помешательству. Как и в случае с руководителями Рейха он теряет всякую связь с реальностью и внезапно понимает, что он – король Испании. Его помещают в сумасшедший дом, который он воспринимает как королевский двор и начинает вести дневник, датируемый 43 апреля 2000 года (то есть, фантазии Поприщина фактически проникают в нашу современность, что очень показательно!).

Подобные фантазии проникают в головы современных политиков и этот факт может многое объяснить в их поведении. Например, многие эксперты старались понять, в чем причина «утраты связи с реальностью» у Путина и какое психическое расстройство вызвало такую потерю. Аналогии между Путиным и Поприщиным могут многое прояснить в механизме такого расстройства, как, впрочем, и психических расстройств множества современных ему игроков на политической сцене постсоветского пространства, которое буквально кишит людьми с наличием тяжелых форм психопатологии.

Все эти деятели, как Гитлер или гоголевский герой живут в бункере своих представлений о реальности, которые не имеют с последней ничего общего. Эти фантазии и делают их обитаталями виртуального сумасшедшего дома, о чем, правда, до поры до времени не догадываются ни они сами, ни окружающие. Возвращаясь к Путину, мы можем отметить, что его травма и компенсаторная гигантомания очень похожи на гоголевского персонажа. Униженная серость при больших деятелях, носитель чемодана у людей типа Собчака, он втайне мечтал о мировом господстве. И вот теперь, как ему кажется, цель близка, и он воображает себя Императором Виртуальной Империи  и подобно большинству политиков, больных манией величия и тяжелой формой злокачественного нарциссизма он не улавливает грани между фантазией и реальностью. В его визинерских мечтаниях мир должен сообразовываться с его Желаниями! И если вы посмотрите на поведение других политиков, то увидите, что Путин в своей психопатологии не одинок, просто масштабы страны, где он реализовывает свои обсессии больше, чем у его колег, как большими являются и размеры ущерба, которые он способен принести миру. А так все очень похоже. Посмотрите на поведение Януковича, который также мнит себя руководителем страны, которая постепенно превратилась в Украину его Воображаемого. Предложение перенести ее столицу в Ростов-на-Дону очень хорошо подчеркивает симптоматичность подобного рода виртуализации.

А гляньте на всех этих руководителей новоявленных донбасских республик, которые вдохновенно играют в великих военачальников, в игроков Большой Политики и помимо того, что в основном эти люди – отъявленные мерзавцы и криминальные типы, они все мини-поприщины, то  есть, сумасшедшие. Они живут в перевернутой реальности своего бреда. Однако ужас в том, что в этой бредовой реальности существуют не только аксеновы, пономаревы, пушилины, болотовы, но и многие деятели украинского политикума. Какой-нибудь Царев объявляет себя главой движения «Юго-Восток», причем толком никто не может объяснить цели и задачи этого движения. Но именно так этот ничтожный человечишка раздувается в своем воображении до масштабного политического лидера и в своих представлениях вершит историческое дело. И так по очереди, поскребите любого публичного деятеля украинской политики и найдете там гоголевского персонажа.

Например, большинство программ кандидатов в президенты могли бы составить продолжение или римейк «Записок сумасшедшего» и не потому, что они бредовые по своему содержанию (хотя бывают и такие).  Чаще всего они похожи друг на друга, как клоны, но абсурд состоит в контексте их провозглашения, когда агрессивные армии врага стоят у границ, и выборы скорее всего будут сорваны любыми путями вплоть до полномасштабной войны. И потому в ситуации, когда единственной задачей для страны является ее сохранение и отражение агрессии, проекты реформирования украинской государственности с лозунгом «жить по-новому» и традиционные предвыборные обещания «с три короба» являются просто бесплодными химерами и поприщинской утратой реальности. Они закрываются от этой реальности в бункерах своей неадекватности и абсолютно в духе логики гоголевского персонажа («А у алжирского бея под носом шишка») поливают друг друга грязью.

В каком-то смысле исключением является позиция Юлии Тимошенко, но не столько там, где она критикует проект своего главного политического опонента как проект «Люби друзи-2», а там, где она говорит: «Сначала нужно спасти Отечество, а потом все остальное». В это ее мэсседже я вижу здравый смысл и попытку вырваться из коллективного сумасшествия, которым постепенно заполняется все постсоветского пространства, однако всходы которого особенно ядовиты в России и, к сожалению, на нашей территории. Антитезой этому безумию являются действия тех, кто сейчас с оружием в руках пытаются отстоять будущее страны. Я вижу в этой борьбе не только противодействия российским диверсантам, но, прежде всего, выход из бункеров закапсулированного в своих измышлениях сознания, из палат №6 постсоветского пространства. Выход в Историю, которая является синонимом Реальности.          

…У великого психоаналитика Жака Лакана есть одно интересное рассуждение, которое имеет прямое отношение к сюжету статьи: «Чем отличается сумасшедший, -- спрашивает Лакан, -- заявляющий, что он – король, и король, который говорит, что он король»? Ответ мэтра слишком парадоксален для бескрылого обыденного сознания и потому может претендовать на истинность: «Ничем».