Макар, ты снова в бою!

…Так получилось, что в конце 70-х, в один год я прочел самиздатовский «Архипелаг» Солженицына и приобрел полуподпольную запись первого концерта «Машины времени».

И как-то, само собой, имя Макаревича выстроилось у меня в один ряд с именами великих диссидентов позднебрежневского застоя.

Потом смеялся над собой: тоже, мол, сравнил…

Сегодня  понял - те, первые, оценки были не такими уж и безумными.

Стоит лишь прочитать в российских «Известиях» пасквиль о концерте Макаревича  перед детьми Славянска.

 «Под музыку Макаревича истребляли русских в Донбассе. Его концерт в Славянске, в стане карателей, сравним с концертом в дивизии «СС Галичина». Бандеровцы после такого концерта пошли сжигать Хатынь. «Правый сектор», наслушавшись Макаревича, пошел резать горло «кацапам». Кровь русских людей - на пальцах Макаревича. Никакой кислотой не смыть эту кровь»,- пишет известный литератор-«русскомирец» Проханов.

Стиль газеты «Правда». Даже не брежневских, а бериевских времен. Кто-то в соцсетях окрестил его  сочным русским словом -«густопсовый».

Хотя для Макаревича это не впервой. Мы, собственно, и зауважали его после погромной статьи в «Комсомольской правде». Шел 1982 год, фельетон назывался «Рагу из синей птицы». Обвиняли тогда совсем еще юного барда в отрыве от национальных корней и следовании «среднеевропейскому шаблону». А еще в «цинизме», в том, что делает «тысячам зрителей опасные инъекции весьма сомнительных идей». И приговор-предупреждение: «Пересаженное на нашу почву чужеземное дерево не плодоносит».

После эскапад Проханова текст из «рагу» кажется очень даже мягким. Ну, так и фигура была малозначительной. Удар наносился не по личности, а по тенденции - прививать с эстрады «вредные для народа идеи».

Интересны два момента. Первое,  в статье «буржуазному» Макаревичу противопоставляли «настоящего советского гражданина» (но умершего к тому времени на радость КГБ)  Владимира Высоцкого. И второе: статью подписала «группа представителей творческой интеллигенции» во главе с известнейшим на то время писателем-«почвенником»  Виктором Астафьевым («заединщиком» и учителем упомянутого мною Проханова).

Личности Астафьева и Макаревича казались в то время настолько несопоставимыми,  что возникала мысль: «а не из пушки ли по воробьям?» Может быть, тогда уже чувствовали «русскомирцы», что растет их заклятый враг?

Как это случалось в СССР,  после объявленного  «табу» на упоминание имени Макаревича, он стал народным героем. Служивший в то время далеко от Москвы капитан КГБ Путин, как говорится, недоглядел. Во времена московского «майдана» в 1991 году Андрей поет на баррикадах у Белого дома, а через два года  - на Красной площади, и  ему подпевает, может, сто, а может, все 500 тысяч москвичей.

Немногочисленные российские журналисты, поддерживающие сегодня рок-музыканта, любят цитировать его «Марионетки». Написано, мол, в конце 70-х, а словно о сегодняшней путинской власти: «то ли люди, то ли куклы»!

Я вот что скажу: Макаревич пел о путине всегда.

Не как о живом человеке, а как о надвигающемся горе для России. Из того же, первого  его концерта меня больше всего пробрала уже забытая песня вот с такими словами:

«Скажи сам себе

Хотя бы в этот раз.

Кто ты?

Куда ты идешь?

Не открывая глаз?

И кто позволил тебе

Раскрасить мир и людей

В черно-белый цвет!

…Кто смог

На тебя надеть венок,

Самый средний в этом мире человек?»

Тогда это выглядело как образ жуткой тени над миром, отбрасываемой  маленьким, безликим, средненьким человечком в сером костюме. Теперь мы можем лицезреть того, чья это была тень. Вот такая машина времени. 

Или более позднее:

«Когда восходит Луна,

Ему совсем не до сна,

Пока он с миром не закончил спор.

Он открывает дверь

И, словно загнанный зверь,

Выходит на безлюдный простор.

 И он обходит посты,

Что совершенно пусты -

Прошли те дни, когда его берегли, -

Он бесконечно одинокий

Внештатный командир Земли».

Это то, чем кончит Путин. Если останется жив.

И наконец,1995 год. Только сегодня стало понятно, о чем пелось:

«Сабельки, пулечки, пушечки,

Выбритые макушечки.

Цепкие лапы Родины, да письмецо семье.

Холмики, крестики, нолики,

Где вы теперь, соколики,

Где вы теперь служивые, спите в какой земле?»

Исполнение каждой из этих песен по российскому ТВ, даже безотносительно к Макаревичу, сегодня в принципе невозможно. Тексты уж больно стремные.

(Да что там говорить! Весной, по-моему, на Болотном митинге  актер Александр Филипенко со сцены читал известный монолог. После слов «так трусами нас делает раздумье…» выдержал паузу. Тысячи людей ответили овацией. Так, скоро и автор «Гамлета» станет национал-предателем).

Молодое поколение помнит Макаревича как ведущего кулинарной программы. Кто знал, что у этого престарелого мечтателя такая стальная пружина внутри! Когда он написал свое программное «не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас» - это показалось слишком пафосным. Но в итоге имеем редчайший случай, когда поэт как написал, так и поступил.

В интернете ходят некие «черные списки» 45-ти россиян, признанных главными врагами путинского режима. Фейк, наверное. Но симптоматично, что на первом месте там - Андрей Макаревич. И он это место заслужил, потеснив прежних  врагов Путина - Ходорковского и Навального.

Это прекрасно! Потому, что власть всегда найдет управу и на мятежного миллиардера, и на революционера-политика. А как бороться с рок-певцом, ни одна власть не знает.

В марте лидер «Машины времени» признался: «Не покидает тяжелое ощущение, что жизнь свою я прожил зря». Печальное заявление. После него есть два пути: или идти в монахи, или  попытаться прожить «не зря» то, что осталось.

И его поездка в Славянск  - это таки очень «не зря».

Макар, ты снова в бою! А значит -рок-н-ролл - жив.

И если рок-н-ролл с нами - мы победим!

УКРінформ