Цена ответственности

Количество комментариев, посвященных критике действующей власти, зашкаливает.

Как и количество вопросов: что же это вы не критикуете эту самую власть, а пишите о Путине? Может быть, боитесь? Может быть, вы ей обязаны? Во всем этом можно было бы с умилением находить признаки извечного украинского анархизма. Но я привычно вижу лишь безответственность.

Меня поражает, что мои соотечественники не могут понять одной простой вещи: именно мы отвечаем за развал Украинского государства, произошедший за 23 года после провозглашения независимости. Именно наш интерес к собственному благополучию, никак не связываемый с будущим страны, гражданами которой мы являемся, привел к тому, что у нас сегодня нет ничего - ни эффективной управленческой элиты, ни экономики, ни армии, ни правоохранительных органов, ни-че-го.

Майдан всего лишь предоставил нам шанс все это создать. Российские интервенты стремятся помешать самому процессу государственного строительства. Выбор - за нами. Мы либо построим это государство все вместе, либо все вместе его потеряем. Как и любому здравомыслящему человеку, мне не могут нравиться все шаги власти.

Как и любой выдающийся военный стратег - а каждый считает себя таковым - я бы планировал операции иначе. Но я, в отличие от многих читателей, помню что не несу ответственности за жизни людей, которых посылают в бой - а потому и не пишу всякую чушь. И еще я стараюсь взвешивать свои слова, потому что ощущаю личную ответственность и за прошлое Украины, и за ее будущее. И за последствия провала нашего государственного проекта тоже ощущаю ответственность. Хотя о последствиях нашего равнодушия и прекраснодушия я предупреждал сограждан с августа 1991 года. И тогда же предсказал время, когда этот провал станет окончательно очевидным.

Поскольку я прекрасно осознаю, что за несколько месяцев нельзя ни построить государство, ни изменить патерналистский и безответственный характер общества, я вновь вернусь к началу 1991-го, когда я писал, что украинцев спасет не их собственное прозрение и консолидация, а неизбежный крах Советского Союза, после чего провозглашение государственности станет вопросом чисто техническим. Именно так произойдет и на сей раз: украинцев - при всей непоправимой нехватки времени - спасет не их консолидация, эффективность государства и военная победа, а неизбежный крах российского политического режима, после чего построение здесь современного европейского государства станет вопросом чисто техническим. Просто заплатить за это придется несоизмеримо более высокую цену, чем в 1991 году.