«Не так!» по-новому

О реалиях и перспективах новосозданного «Оппозиционного блока»

В сентябре Украина получила новую политическую силу, которая, судя по всему, будет позиционировать себя в качестве альтернативы промайдановскому партийному спектру и ориентироваться в первую очередь на избирателей Востока и Юга страны.

Изначально в «Оппозиционный блок вошли» шесть партий: Партия развития Украины (Сергей Ларин), «Центр» (Вадим Рабинович), «Новая политика», «Государственный нейтралитет», «Украина, вперед!» (Наталья Королевская) и «Трудовая Украина». Но позже стало известно, что Партия развития решила не участвовать в парламентских выборах из-за боевых действий на Востоке страны (тем не менее, отдельные ее члены, как отмечается в партийном сообщении, могут баллотироваться по мажоритарным округам, если приостановят членство в партии на период избирательной кампании).

«Оппозиционный блок» выступает за нейтралитет и внеблоковый статус, а также против «безосновательного политически мотивированного преследования государственных служащих и политических оппонентов под лозунгами люстрации». Наряду с этим, представители нового политического союза заявляют, что не хотят войны и поддерживают единство страны. Создание «Оппозиционного блока» актуализирует вопрос: что позитивного и негативного он может принести с точки зрения общенациональных интересов?

ПЛЮС И МИНУС

В контексте тех задач, которые стоят перед сегодняшней Украиной, главным преимуществом новой политсилы можно считать то, что его представители в своей риторике будут так или иначе отражать настроения восточных и южных областей в рамках украинского политико-правового поля. Нравится это кому-то или нет, но на отечественной политической сцене все-таки необходимо хотя бы временное присутствие какой-нибудь новой модификации «регионалов».

Как минимум, потому, что это даст возможность тем гражданам Востока и Юга, которые не восприняли Майдан и далеки от нынешнего промайдановского политического крыла, но при этом хотят жить в единой Украине (или, по меньшей мере, проявляют к ней относительную лояльность), не чувствовать себя совсем отчужденными от партийно-электоральной сферы внутригосударственных отношений. Пусть лучше эти избиратели будут поддерживать какую-нибудь новую версию Партии регионов, которая уже будет вынуждена играть по новым украинским правилам, чем постепенно дрейфовать, от отсутствия удовлетворяющих вариантов, в сторону пророссийского сепаратизма.  

Впрочем, тема с юго-восточными областями одновременно является и слабым местом «Оппозиционного блока». Потому что ориентирован он, прежде всего, будет на эти территории, но пока что, исходя из результатов последних соцопросов, те партии, которые вошли в состав новой политсилы и близкие им по духу, особой популярностью среди своей целевой аудитории не пользуются. Восток и Юг, массово разочаровавшись в предыдущих «своих», не спешит доверяться тем, кто намерен их заменить. Лидирующие позиции в этих регионах, по всей видимости, еще не один год будет сохранять за собой сила под названием «политическая апатия».

По данным Киевского международного института социологии, в конце августа на Востоке и Юге Украины суммарно готовы были проголосовать за объединенный блок, состоящий из Партии регионов, Партии развития (уже не в счет), партии «Украина – вперед!», КПУ и СПУ, – менее 13%. В то же время почти 60% юго-восточных респондентов не намерены голосовать на предстоящих выборах (для сравнения: в Центрально-Западной части страны таковых оказалось в шесть раз меньше).

ВОЗМОЖНОСТЬ И УГРОЗА

В общеукраинском значении ключевая возможность, связанная с появлением «Оппозиционного блока», заключается в том, что через поддержку этой политсилы многие жители Востока и Юга, в частности – Донбасса, как ни крути, будут интегрироваться в национальное политическое пространство. Это будет означать косвенное принятие послемайданной Украины и готовность искать свои гражданские ориентиры внутри нее, а не за ее пределами. Тем более в том случае, если кто-то из этого «Оппозиционного блока» будет попадать во властные структуры. Главное – чтобы его представители не выходили за рамки украинской системы координат, работая на геополитические амбиции соседнего государства.

Последнее относится к потенциальной угрозе, которая может исходить для национальных интересов: характер риторики представителей нового политического блока в перспективе может способствовать отнюдь не интеграции донбасского сознания в общеукраинское, а к тому самому дрейфу к пророссийскому сепаратизму. Поэтому лидеры и спикеры «Оппозиционного блока», если они хотят действительно представлять «другую Украину», а не служить антиукраинским интересам, должны чувствовать особую ответственность за свои речи. Если, снова-таки, у них найдется на Востоке и Юге страны массовый слушатель и сторонник.  

ДЕНЬ