Об информационных войнах

Важной частью многих современных войн является пропаганда. И во время Первой мировой войны и во время Второй мировой противоборствующие страны и коалиции пытались очернить и дискредитировать друг друга, подорвать боевой дух вражеских солдат и офицеров, поставить под сомнение нравственную правомерность мотивов и целей противника, лишить военные силы противника моральной поддержки со стороны гражданского населения и т.д.

Даже поверхностного взгляда на историю войн достаточно для того, чтобы увидеть чёткую тенденцию: Роль пропаганды в военных конфликтах неуклонно возрастала в течение последних десятилетий, а возможно, даже веков, и продолжает возрастать в наше время. Новые информационные технологии, и особенно интернет и соц.сети, взрывообразно усилили роль и влияние пропаганды. Теперь уже возникло такое понятие, как "информационная война".

Понятия "информационная война" и "пропаганда" частично совпадают, но не являются идентичными. Например, кремлёвский тролль в соц.сетях не обязательно должен вести пропаганду, ему достаточно просто участвовать в травле и шельмовании оппозиционеров и сторонников демократии в России.

Характерной особенностью информационной войны является то, что её можно начать задолго до реальной войны, т.е задолго до того, как начнётся проливаться кровь. Более того, информационную войну можно вести в отрыве от обычной войны или даже вообще вне связи с ней. Причём, противник может даже не догадываться, что против него ведётся такая война.

Вот самый яркий пример последнего десятилетия: Россия, с приходом Путина, начала вести информационную войну против Запада. А Запад, в силу ряда причин, очень долгое время даже не имел понятия об этом. Лишь события в Украине немного "приоткрыли глаза" западным лидерам. До этого, Запад упорно пытался убедить себя в том, что в лице России он имеет стратегического партнёра, который отличается от других партнёров лишь своим своенравием и непредсказуемостью.

Сегодня многим стало ясно, что Россия - это враг. Это стратегический противник Запада и угроза всему цивилизованному миру. То, о чём всегда знал любой алкаш в самом захудалом российском городке, сегодня начинает медленно, но верно проникать в сознание западных аналитиков, дипломатов и политиков. Пусть медленно, но Запад всё же начинает понимать необходимость ответных действий в области идеологии.

Даже беглый взгяд на историю прошлых информационных войн даёт основания извлечь некоторые полезные уроки.

Во-первых: будущим потенциальным жертвам агрессии нужно обязательно удостовериться, что против них не ведётся информационная война. Если таковая имеет место быть, то необходимо принять все необходимые ответные меры. Нужно иметь в виду, что на полях информационных битв даже карликовое государство может быть гигантом. Информационное "оружие" - самое дешёвое и доступное из всех видов оружий. Любая, даже малюсенькая страна, может позволить себе бросить вызов любому великану.

Во-вторых: в отличие от обычной войны, которую может вести только государство или хорошо организованная повстанческая или террористическая группа, в информационной войне может участвовать любой желающий, в любое время суток, находясь в любой стране, не покидая комфорт своего жилища. Иными словами, индивидуальные добровольцы могут активно участвовать в войне идей. Образно говоря, каждый из нас, в любой момент, по желанию, может стать солдатом-добровольцем в идеологической войне на стороне любого государства. Фигурально выражаясь, засев за компьютер рядом с чашкой кофе и бисквитным пирожным, вы можете начать "взрывать танки", "сбивать ракеты" и даже "бросаться на амбразуры" виртуального противника.

В-третьих: в информационной войне, агрессору, как правило, всегда приходится лгать, искажать истину, прибегать к фальсификациям и домыслам. У жертв агрессии нет такой нужды. Они могут позволить себе нравственную чистоплотность и даже чувство морального превосходства над противником. А это преимущество многократно усиливает позиции потенциальной жертвы и эффективность её идеологической борьбы против агрессора, для которого, как правило, характерны моральная деградация и разложение.