24 октября 2014 г.: Лодка и страх

После обнаружения подлодки шведы находились примерно в той же растерянности, в которой оказались после оккупации Крыма украинцы

Шведские военно-морские силы прекратили поиск подводной лодки в территориальных водах страны. Ненайденная лодка так и останется еще одним фантомом страха, который теперь присущ не одним только шведам.

В начале 90-х я посещал Стокгольм для участия в журналистском семинаре, организатором которого было Министерство обороны Швеции. То, что одним из главных элементов, определивших модель безопасности страны, оказалось вторжение советской подлодки в территориальные воды Швеции в 1981 году, стало для меня настоящим открытием. Полтавская битва - и почти сразу же подводная лодка, иронически окрещенная комментаторами "Шведским комсомольцем". Я тогда подумал, что вся эта история с подлодкой была важна для шведского министерства обороны с точки зрения доказательства его собственной состоятельности - ведь не очень просто развивать армию в стране, которой никто не угрожает.

Сейчас я понимаю, как заблуждался. После обнаружения подлодки шведы находились примерно в той же растерянности, в которой оказались после оккупации Крыма украинцы. Нейтральная страна может рассчитывать на безопасность только при условии уважения к своему нейтралитету. Шведы наглядно убедились, что Москве на этот нейтралитет наплевать, что любые соглашения с Кремлем не стоят ломаного гроша. И расследование истории с подлодкой это в очередной раз доказало. Поэтому возник вопрос: как защищаться в следующий раз - если Швеция столкнется уже не с разведкой, а с провокацией или нападением? Подлодка не оставляла сомнений: безопасного мира нет и от агрессора не убережет никакой нейтралитет. Нужно защищаться.

В Украине это отрезвление не пришло даже после демонстративной агрессии на косе Тузла, оказавшейся настоящей "разведкой боем" перед оккупацией Крыма. И когда масштабы опасности и агрессивности Москвы и готовность россиян пойти на любое нарушение собственных обязательств стали ясны, было уже поздно. Но зато к шведским страхам мы не относимся иронически. Потому что даже после того, как территориальная целостность нашей страны будет восстановлена и украинские стяги вновь взовьются над Донецком, Ялтой или Севастополем, мы годами будем опасаться любого заблудившегося в наших степях русского солдата и тени российского корабля в наших территориальных водах.