Новый Кабмин: кто, куда и зачем

Несколько слов о новом составе Кабинета министров.

Коалиционные правительства всегда вызывают смешанные чувства, а данное правительство, несмотря на заявления как президента, так и премьер-министра, остается коалиционным. В противном случае обсуждение кандидатур не носило бы фракционного, полузакрытого, характера и не вылилось бы в итоге в фарс с пакетным голосованием.

Отметить в первую очередь хочется тех министров, которые, опять же несмотря на декларации всех “демократических” сил про обновление состава Кабмина остались на своих местах.

Во-первых, свои посты сохранили прямые президентские ставленники - министр обороны Степан Полторак и министр иностранных дел Павел Климкин. Внешнеполитический фактор остается без изменений - ни интеграцию в Европейский союз, ни стремление интегрироваться в НАТО корректировать не планируют. Министр обороны, по всей видимости, также справляется со своей задачей. По крайней мере, на данный момент украинская армия не попала в котел вроде Иловайского, которым запомнился предыдущий министр обороны, продолжает удерживать боевые позиции, в частности Донецкий аэропорт, села Пески и Авдеевка, а также укрепленный район возле Мариуполя. Проблемой, по словам волонтеров, остается снабжение армии, в частности, организация поставок зимней формы и качественного питания. При этом министр достаточно оперативно реагирует на критику и открыт как минимум для крупнейшего волонтерского объединения “Крылья Феникса”. Также сторонники нынешнего министра не устают подчеркивать то, как Полторак сумел фактически дать новую жизнь Национальной гвардии - превратил внутренние войска Украины в мощное боевое подразделение, оснащенное как достаточно современной техникой, в частности БТР-4 и танки Т-64БМ3, так и средствами индивидуальной защиты.

На своих местах остались также министры Павел Петренко (юстиция), Арсен Аваков (МВД) и Сергей Квит (министр образования). Кандидатура первого была ожидаема и в том числе означает, что процесс люстрации не будет остановлен. Именно этим министерством курируется процесс очищения власти как от кадров Януковича, так и от тех чиновников, которые не смогут объяснить происхождение своих доходов. Хочется верить, что с утверждением кандидатуры Петренко люстрационный процесс будет идти быстрее. На данный момент из органов согласно закону “Об очищении власти” было уволено меньше 400 человек - смешная цифра по сравнению с тем миллионом, который премьер-министр Арсений Яценюк обещал люстрировать до принятия закона.

Кандидатура Арсена Авакова, по сообщениям СМИ, подвергалась многочисленным нападкам как со стороны президента, так и со стороны общественности. В частности, по мнению многих гражданских активистов процесс реформирования милиции мог бы идти мягко говоря быстрее. Сам министр замечен в том, что называл людей, жаловавшихся на произвол и бездействие милиции, про-российскими, намекая на то, что те разваливают страну. При этом, сотрудники МВД, замеченные в проявлении неоправданной жестокости по отношению к, например, активистам, протестующим возле забора у здания президентской администрации или на концерте Ани Лорак, были уволены или отстранены от службы на период расследования их деятельности.

Так или иначе, но по итогам выступления в парламенте министру не было задано ни одного острого вопроса.

Стоит отметить, что представление кандидатов в министры, которого так требовали некоторые депутаты, довольно быстро превратилось в фарс. Достаточно долго допрашивали только будущего вице-премьера Вощевского из “Радикальной партии” - в листовках с биографией ему приписали расхищение государственной собственности. После дебатов с бывшим руководителем “Укравтодора” народные депутаты, по всей видимости, устали. Не помогло даже эмоциональное и местами нецензурное обращение комбата миротворческого батальона “Миротворец” Андрея Тетерука.

Мы де факто не услышали, какой будет программа или хотя бы ценностные ориентиры “варягов” Кабмина - грузина Александр Квиташвили, который будет отвечать за реформирование здравоохранения, литовца Айвараса Абромавичуса, нового министра экономического развития и торговли и американки Натальи Яресько, которая будет отвечать за финансовый блок.

Есть, впрочем, и те министры, поведение которых можно предсказать. Например, Геннадий Зубко, который занял место Гройсмана - пост министра регионального развития, строительства и ЖКХ. В частности, ему предстоит продолжить и завершить реформу децентрализации, провести административно-территориальную реформу и, в принципе, делать то, что обещал Гройсман.

Министерство спорта, по всей видимости, превратилось в дежурную тумбочку для активистов Майдана. Если раньше его возглавлял экс-координатор “Автомайдана” Дмитрий Булатов, то теперь развивать спорт в Украине будет один из “голосов” сцены Майдана - политтехнолог Игорь Жданов.

Еще одно второстепенное по меркам ведущей войну страны министерство, а именно министерство культуры, было отдано Вячеславу Кириленко - политику с богатой биографией, но никак не соотносимого с культурной деятельностью. Именно в таких назначениях проявляется истинный характер нового Кабмина - не технократический, а коалиционный. Кириленко прошел по спискам партии “Народный фронт” - они взяли неожиданно большой процент на парламентских выборах, а значит, заслуживают больше мест в правительстве.

Однако, самым противоречивым стало назначение министра информационной политики - Юрия Стеця. Еще в процессе подготовки стало ясно, что профессиональное сообщество примет попытку создания государственного-регулятора в сфере информации в штыки. Создание министерства осудили такие организации как “Репортеры без границ”, “Институт Медиа права” и “Институт массовой информации”. Во время обсуждения состава правительства народные депутаты Егор Соболев и Виктория Сюмар требовали вызвать Юрия Стеця для обсуждения полномочий министерства, однако спикер Верховной рады Владимир Гройсман проигнорировал эти требования. В итоге состав Кабмина, опять же, несмотря на требования многих народных депутатов, был утвержден пакетом.

Без обсуждения остались и такие важнейшие кандидатуры как министр энергетики Владимир Дейчишин, ранее он возглавлял НКРЭ - устанавливал “экономически-обоснованные” тарифы на услуги по поставкам населению тепла и электричества; министр инфраструктуры Андрей Пивоварский и министр соцполитики Павел Розенко.

Обсуждение и согласование кандидатов велось на закрытых партийных и фракционных собраниях. Узнавать оттуда новости удавалось разве что благодаря “Фейсбуку” Найема и приближенных к различным депутатам СМИ. Вы же все на фракциях слышали, возмущался премьер-министр Арсений Яценюк. Он же перед голосованием подчеркнул: “Нести ответственность за министров будет коалиция”.

Только вот нести ответственность за коалицию будет тот украинский народ, который не смог услышать, как будет реформироваться транспортная сфера, зачем, фигурально выражаясь, “менять кровати” в министерстве спорта и как новый министр информации видит свою работу без введения военного положения и в условиях и без того высоких госрасходов.