Владимир Зиневич: Украина сегодня должна покупать уголь везде, где есть такая возможность

О последних поставках угля в Украину в беседе с телеведущим Александром Янковским в эфире СК говорит экс-руководитель «Укринтерэнерго», который возглавлял компанию в 2014 году, Владимир Зиневич.

Здравствуйте, Владимир. Расскажите, когда вам была поставлена задача закупить уголь для Украины?

Еще летом 2014 года, когда начались активные боевые действия на Донбассе, Министерство топлива и энергетики поставило задачи искать пути диверсификации поставок ресурсов. По сути, у нас было несколько возможных вариантов. В первую очередь, это Российская Федерация. Это правда, что в России есть достаточное количество запасов угля подобной марки. Это дешевый и достаточно качественный уголь. Но когда было оценено количество угля, которое может быть поставлено из РФ, то цифра не превышала 700 тысяч тонн в месяц. Общий дефицит составлял один миллион двести тысяч тонн. Таким образом, надо было найти вариант, где же можно купить еще пятьсот тысяч тонн. Проанализировав все варианты, мы пришли к выводу, что в данный момент на рынке есть единственный ресурс, который может быть в достаточном объеме - это ЮАР. Не стоит забывать, что антрацит - это достаточно специфический продукт энергетики, который практически не используется в мире. Как правило, он используется в металлургии и в цементной промышленности. Было достаточно большое количество предложений от разных компаний, которые предлагали варианты реализации данных поставок. Но, как правило, эти предложения касались другой марки угля, так называемой марки «Г». Это уголь с высоким содержанием летучих веществ, он не подходит для тех блоков в Украине, которые как раз и чувствовали наличие дефицита. Экспортерами антрацита в мире являются РФ, Украина, Китай, Вьетнам. Китай в 2014 году точно также покупали уголь в ЮАР, мы не смогли договориться в Китае про экспорт. Во Вьетнаме было предложение, однако объем поставок был очень маленький - 30-50 тысяч тонн в месяц, цена была очень высокая, хотя качество угля было соответствующее.

С кем, в результате, вам удалось договориться и по какой цене?

В результате нам удалось договориться с поставщиком южноафриканского угля - британской компанией «Стил монт трейдинг». Это не большой трейдер по мировым меркам, но он сделал нам предложение, от которого сложно было отказаться. В первую очередь, это то, что они готовы были профинансировать поставку - за свои деньги оплатить уголь, нанять судно, застраховать уголь. То есть сделать все, на что мы в тот момент были не в состоянии. Банковская система не могла обеспечить нас таким объемом ресурсов, а нам необходимо было решить задачу по диверсификации. Скажу честно, что цена, которая была предложена этой компанией, была самая низкая из всех, которые были предложены на рынке в тот момент. На сегодня «Укринтерэнерго» полностью рассчиталось со «Стил монт трейдинг». По моей информации, сейчас пришли два последних судна, которые уже выгружены и уголь поставляется на электростанции «Центрэнерго».

Верно ли то, что на сегодняшний момент Украина получает уголь только лишь из Российской Федерации?

Нет, еще из Южной Африки. Мы можем поставлять уголь из Польши или же Австралии, но какой в этом смысл, если там нет такого угля, который нам нужен?

Каковы на сегодня возможности Украины по добыче угля?

Украина в год добывала 22-24 миллиона тонн антрацита. В Украине вообще существовал профицит этого ресурса, и 6 миллионов тонн угля шло на экспорт.

Какие варианты по развитию ситуации с углем могут быть в дальнейшем? И насколько, на Ваш взгляд, реальна диверсификация?

Не стоит искать черную кошку в темной комнате, особенно, если ее там нет. Алгоритм предельно простой - уголь надо покупать сейчас везде, где только возможно. Только таким образом мы сможем обеспечить электроэнергию и тепло в домах наших граждан.

Как обеспечить прозрачность составления этих контрактов?

Да они все абсолютно прозрачные. Абсурдность заключается в том, что любой существующий контракт можно назвать непрозрачным. Всегда продавец или покупатель будут недовольны, потому что продавец будет считать, что можно было продать дороже, а покупатель, что можно было купить дешевле. Что касается поставок угля, то существует рынок, который нельзя изменить. Я скажу, что у нас было предложение поставок угля из Перу по 232 доллара. Были предложения поставок из Колумбии по 150 долларов. Это все очень узкий и специфический рынок.

Соціальна країна