3 февраля 2015 г.: Последний адрес

В Донбассе – царство Дзержинского. В Крыму – царство Ежова и Берия.

На московских домах в эти дни появляются таблички, напоминающие: именно здесь жили люди, ставшие жертвами сталинских репрессий. Из этих домов, еще существующих, их уводили на расстрел – расстрел, которому предшествовали пытки и издевательства, требования объявить себя французскими, британскими, американскими, турецкими – какими угодно шпионами и вредителями.

Раньше так не было. Мемориальные доски памяти отдельных уничтоженных режимом политических и военных деятелей появились на их домах в годы “оттепели”, но уже вскоре власти решили не вспоминать, что эти люди были уничтожены в 1937-м и последующие (или прдшествовавшие страшному году) времена репрессий. У меня был целый набор открыток, посвященный героям гражданской войны – у 90 процентов этих самых героев в качестве даты смерти был указан 1937 год, но никаких объяснений тому, что же это за страшный мор постиг красногвардейцев, не было.

Парадоксально, что увековечивание памяти жертв авторитарного правления началось в России именно в те дни, когда новый неосталинистский режим готовится пожать свою жатву “врагов народа” и, в общем-то, уже приступил. Но я сейчас не об этом. Я – о благородной инициативе российского “Мемориала” и о наших жертвах сталинизма. Ведь они заслуживают не меньшего упоминания, чем московские или питерские. Из домов в Киеве, Харькове, Днепропетровске, Донецке также выводили людей на казнь. А сколько было жертв репрессий во Львове – когда Галичину “подтягивали” до общего уровня советского рабства! И так – по всей стране.

У наших сограждан не должно быть никаких сомнений в том, какой режим был установлен в Украине после ее оккупацией ордами большевистской России. Именно так. Потому что то, что для россиян – репрессии собственной власти, для нас – расправы оккупационного режима, пришедшего на нашу землю убивать под красными флагами и нашедшими здесь тогдашних коллаборционистов, разнообразных плотницких и пушилиных с партийными билетами. Разве оккупация УНР хоть чем-то отличается от оккупации Крыма и Донбасса? Сценарий – тот же. Ненависть к свободным людям – такая же. И последствия будут те же. Собственно, репрессии уже начаты – просто в Крыму они осуществляются с помощью прокуратуры, а Донбасс обходится подвалами. В Донбассе – царство Дзержинского. В Крыму – царство Ежова и Берия. Остальное, как говорил один малоприятный персонаж, додумайте сами.

Когда оккупация завершится, мы должны будем установить памятные таблички и на домах наших сограждан, замученных Сталиным, и на домах наших сограждан, замученных Путиным. А пока зло не повержено, давайте искать последние адреса его жертв на освобожденной территории – в Украине, которая не должна забывать того, что происходило в годы большевистской оккупации с ее гражданами.