Атака бешеной клячи

В известной новелле Стефана Цвейга «Амок» описана загадочная болезнь, что выплескивается в приступ неконтролируемого бешенства: зараженный мчится не разбирая дороги, убивая всех, с кем сталкивается, пока его не пристрелят или сам не рухнет замертво. Для одурманенных путинизмом россиян это естественное состояние. Чем больше объективных причин остановиться, тем сокрушительнее их ярость. Вопреки всему они хотят продолжать  смертоносный бег.

Сергей Лавров недвусмысленно выразил коллективное желание в своих стихотворных опытах:

«Громыхает кобыла по вечности,

Шоры сорваны, страшен аллюр,

А вокруг – до небес дым отечества

От обугленной крови и шкур».

(«Год белой лошади»)

Невзирая на сомнительное качество подобной «поэзии», образ России – обезумевшей кобылы на пылающих руинах – удивительно точен. В дальнейших строках сквозит имперское пренебрежение к «людям низких этнических форм», обреченным «повалиться в грязь перед клячею» после прихода «сверхчеловека», которому суждено покорить мир. Прекрасный клинический материал, демонстрирующий патологии Лаврова в частности и путинского окружения в целом.

В германских и кельтских легендах лошади играли значительную роль в контактах с потусторонним миром. Согласно поверьям, они пользовались беззащитностью человека во время сна, чтобы унести его душу. Отсюда и английское слово «кошмар» (nightmare), что переводится как «ночная кобылица». Складывается впечатление, что именно такие зловещие кобылы избраны символом правления того, кто мнит себя сверхчеловеком, вершащим судьбы народов. Охвативший Россию кошмар вытеснил реальность и может ворваться в каждый дом, где забудут запереть дверь.        

Отсутствие шор, поводьев и намордников в кремлевском зверинце давно не подлежит сомнению. Но сейчас наслаждение собственной безбашенностью приобрело особо извращенные формы. Наглое убийство Бориса Немцова – «чуть более чем среднестатистического гражданина»  – подтверждает, что никаких сдерживающих факторов уже нет.  Путин не должен был переступать определенные границы и все же переступил, получив еще больше удовольствия от нарушения правил игры. Изрешеченное пулями тело, глумливо выставленное на всеобщее обозрение, выступает свидетельством всеобъемлющей власти, преступления без наказания. А еще это послание всем, кто верил в возможность освобождения: «Не надейтесь. Эпоха людей завершилась – настало время чудовищ».  

В фильме, созданном по мотивам рассказа Цвейга, удачно показана параллель: история сумасшествия отдельного человека сменяется массовым бешенством – войной. То же самое произошло в России: дикие фантазии одного безумца попали в резонанс с фантазиями миллионов, вследствие чего вирус «амока» поразил страну и грозит распространиться дальше. Для Украины, равно как и для всего цивилизованного мира, жизненно важно не поддаться инфекции. По законам «диктаторского жанра» Путин рано или поздно будет сметен в небытие вместе с одуревшей клячей, на чьей дряхлой спине пока еще тащится и скрипит агонизирующий «русский мир».