О крымском 93%-ном большинстве

Пассивность "абсолютного большинства" заставила Путина вывести из казарм войска, выписав тем самым российскому президенту билет в Гаагу

Почти месяц назад в издании «Ведомости» вышла статья российского политолога Александра Шмелева «Забудьте про 84%-ное большинство», в которой автор высказывает мнение о том, что в условиях недемократического государственного режима наличие политически значимого «абсолютного большинства» является мифом. В таких условиях значение имеет только соотношение численности активных частей населения, готовых "как минимум, тратить свое время, средства и силы, чтобы повлиять на будущее страны. А как максимум – рисковать свободой и даже жизнью". Мнение граждан, занимающих в таких условиях пассивную позицию, бессмысленно принимать в расчет, поскольку в условиях авторитаризма их позиция не влияет на политику государства.

Данное исследование помогает пролить свет на события, происходившие в Крыму в конце февраля 2014 года. Если проследить динамику событий, предшествовавших военной оккупации Крыма и последовавшей за ней аннексии полуострова, можно убедиться в правильности выводов российского политолога. На видео, снятом 26 февраля 2014 года у стен ВР Крыма, четко видно, что количество мобилизованных в поддержку России лиц из числа симферопольцев на порядок меньше явившихся на акцию сторонников единой Украины.

 

Несмотря на то, что предпочтения жителей полуострова на тот момент были на стороне России, количество активных проукраинских сил существенно превышало количество пророссийских активистов. Даже приезд во второй половине дня нескольких автобусов с наспех собранными и погруженными в транспорт севастопольцами не смог установить численное превосходство пророссийской стороны, которая через несколько часов после начала акции была вытеснена из внутреннего двора админздания проукраински настроенными гражданами, подавляющее большинство которых составляли организованные массы крымских татар.

Наличие пророссийского большинства на полуострове не имело никакого значения, поскольку в день, когда депутаты крымского парламента должны были принимать постановление о провозглашении независимости Крыма, под стенами ВР АРК едва собралась тысяча пророссийских активистов. Сепаратистский сценарий одностороннего выхода автономной республики из состава Украины, который планировалось реализовать руками крымских депутатов, не мог осуществиться без активной общественной поддержки со стороны крымчан. Отсутствие такой поддержки заставило кремлевских стратегов экстренно менять план и идти ва-банк. Пассивность "абсолютного большинства" стала причиной, вынудившей Путина вывести из казарм войска, выписав тем самым российскому президенту билет в Гаагу.

Мы никогда не узнаем, какими могли бы быть результаты референдума о статусе Крыма, если бы он действительно прошел весной 2014 года на полуострове с соблюдением всех демократических процедур. Однако уже можно констатировать, что те крымчане, которые еще год назад составляли «пассивное большинство», испытав на себе методы российского авторитаризма, все больше склоняются в сторону Украины и активных методов выражения собственной позиции. Динамика этих процессов дает основания считать, что в случае проведения в ближайшей перспективе референдума о статусе Крыма 84%-ное большинство может быть на стороне Украины. И занимать это большинство будет далеко не пассивную позицию.