Важны не личности, а общественные институты
Многие украинские патриоты возложили слишком много надежд на Михаила Саакашвили
Хочется сказать пару слов о шумихе и ажиотаже, которые окружают Михаила Саакашвили на посту губернатора Одесской области. Многие украинские патриоты возложили слишком много надежд на Михаила Саакашвили, думая, что простая перестановка личностей во главе тех или иных институтов власти может радикально изменить ситуацию и навсегда уничтожить коррупцию. Саакашвили - замечательный человек и, возможно, ему даже удастся как-то улучшить ситуацию в Одесской области, но нет никакой гарантии, что это будет надолго и что положительный опыт распространится на другие регионы. Да и его склонность к регулярным популистским акциям перед видеокамерами слегка настораживает.
Почитание Михаила Саакашвили и возложение на него чрезмерных надежд связано с таким явлением, характерным для многих стран, находящихся в процессе демократической трансформации, как патримониализм. Правда, не в том смысле, в котором этот термин употребляет Макс Вебер, а в том, в котором его употребляет Фрэнсис Фукуяма - то есть, в смысле господства личностей или узких социальных групп над общественными институтами, в противовес господству общественных институтов над личностями, даже если эти личности формально руководят этими институтами.
Патримониализм предполагает, что общественно-политические институты (т.е. министерства, ведомства, местные и центральные администрации и т.п.) представляют собой некие статичные структуры, эффективность которых полностью зависит от особенностей или прихотей людей, которые ими управляют. Поэтому, в патримониальных обществах, личные качества конкретных руководителей гораздо важнее конституционально обусловленных особенностей тех или иных институтов власти.
Гораздо лучшим решением проблемы коррупции, неэффективности и забюрократизированности была бы депатримониализация, т.е. укрепление институтов власти таким образом, чтобы индивидуальные особенности руководителя не были решающими факторами и чтобы было трудно или невозможно использовать ту или иную должность в частных целях (в целях самообогащения, непотизма и т.д.)
А для этого, как минимум, необходима полная транспарентность как центральных министерств, так и региональных администраций и ведомств по образцу той, которая характерна, например, для некоторых скандинавских стран: то есть, всё их делопроизводство, все их бюджеты, вся их финансовая отчётность, вся их кадровая номенклатура и т.п. не должны быть секретом для общественности. Ни один вид отчётности и ни один вид административных действий не должен быть тайным. Любой гражданин Украины должен иметь право в считанные минуты узнать имена и адреса любых бюрократов и чиновников, размеры их зарплат, отчёты о проделанной работе и планы на будущее, подкреплённые финансовыми документами.
Вся эта информация должна быть выложена в интернете и доступна любому человеку. Исключениями могут быть ведомства, связанные с военной, разведывательной и тому подобной деятельностью. То есть, сами институты власти должны быть трансформированы, обустроены таким образом, чтобы даже самый склонный к коррупции чиновник не мог получить от своей должности никакой выгоды. Только в этом случае борьба с коррупцией и злоупотреблениями служебного положения может увенчаться долгосрочным успехом.
Образно говоря, в нынешней ситуации, Саакашвили - это водитель гоночного автомобиля, которого пригласили порулить "Запорожцем" вместо того, чтобы переделать сам "Запорожец" в современный автомобиль.
Сабиржан Бадретдінов, журналіст, ведучій Радіо Свобода
- Актуальне
- Важливе