КРЫМ. Отцы, где дети?

Созданный после аннексии полуострова «рай для пенсионеров» все больше вытесняет с родной земли своих детей – людей молодого и среднего возраста.

ДЕТИ. Уезжали и до событий марта 2014 года. Многие думающие и талантливые крымчане не могли дома найти себе достойного применения с адекватным денежным вознаграждением. Единственный предлагаемый держателями Крыма промысел с 90-х годов и поныне – быть прислужниками за чужим столом в прямом и переносном смысле. Оправдание для крымской власти более 23 лет служило то, что центр не вкладывал деньги в десятки предприятий полуострова. Два десятилетия вместо напряженной созидательной работы местные управленцы чаще просто сидели у моря, как сказочная бабка у разбитого корыта, и ожидали «золотой рыбки» - инвестиционных потоков. При этом набивали себе карманы теми крохами, которые еще как-то зарабатывали их «кубышечки». Не будем сейчас перечислять все предприятия промышленной и оборонной сферы, которые за эти годы подверглись массированному разграблению в Крыму. Грабили как местные, так и назначаемые из Киева директора и управляющие. Когда же запахло большими переменами и пресловутой «русской весной», крымские головотяпы использовали созданные своими руками социальные и материальные проблемы для смещения власти на полуострове. Понятно, что при поддержке тех самых, безумно далеких от решения как экономических, так и экологический вопросов, «зеленых человечков» с автоматами в руках.

Куда ехали до аннексии? Да кто куда: одни разъезжались по Украине, благодаря отмененной прописке, привязывавшей к месту жительства, другие – в Россию, Европу и т.д. После оккупации Крыма разъезжаются молодые да умные с еще большей скоростью, только причины теперь не только экономические, а приоритет для большинства отъезжающих в поисках хлеба насущного сместился с Украины на Россию.

В Украину выехали по разным данным 20-40 тыс крымчан, и их главный мотив именно политический. Еще несколько десятков тысяч украинцев с крымской регистрацией в паспортах, кто больше, кто меньше лет, живут и работают на материковой части страны. Их вообще никто не спрашивал о желании перейти «на сторону триколора». Точного количества крымчан на материке пока никто не пытался установить, как до сих пор никто не может сказать, сколько человек в душе остаются украинцами будучи под оккупацией.

ОТЦЫ. «Средняя пенсия в России составляет 40% от средней зарплаты или 11 600 рублей», - пишут в одном российском издании. Ну что сказать на это… В Крыму пенсии самые разные, от 5-6 тыс. руб. до 18 тыс.р, а может есть и выше. Назначали эти выплаты и по украинским законам (до 1 января 2015 г. ), и по российским (тем, кто дорос до 55 лет уже в этом году.) Например, крымчане, которые успели оформить пенсию в «переходный» период, т.е. по украинским законам и в рублях, значительно выиграли по сравнению с теми, кто сдавал документы в Пенсионный фонд России после 1 января сего года. Марина Алексеевна, бывшая сотрудница одной из компаний, предоставляющих в Крыму услуги интернет-связи, сдав документы в еще прошлом декабре, оформить пенсию смогла лишь поздней весной. Выплаты за полгода получила уже в июне. «Сразу выдали на руки 50 тыс рублей,- рассказывает женщина. Я обрадовалась, а потом спохватилась – это же за пять месяцев, а вообще назначено 9 тыс. рублей. Вы видели наши цены? А коммуналка какая высокая, да теперь еще большое подорожание с июля объявлено. Мужа нужно готовить к операции, а у него выплаты всего 11 тыс. р. Хотя он военный в отставке, ему ничего не набавили после перехода на российские пенсии». Про операции и медуслуги вообще тема отдельная. Коротко можно сказать так: вроде бы бесплатные услуги, только получить невозможно. Медики-специалисты, онкологи или урологи, просто отсутствуют в местных поликлиниках. Единственная серьезная частная платная клиника – в Симферополе, а цены – сами понимаете или подсказать? Например, фиброколоноскопия – в пределах 10-20 тыс. руб., операция онкологическая – от 70 тыс.руб.

Марина Алексеевна оказалась еще более-менее в выигрыше. Ведь все чаще поступает информация с мест о пенсиях в 6-7 тысяч рублей. Более преуспевающая пенсионерка Тамара Васильевна проживает на полуострове 24 года из своих 61-го. История у нее типичная для таких крымчан: приехала на море, познакомилась с местным жителем, да и вышла за него замуж. Все эти годы женщина работает в одной из крымских школ, получая вместе с пенсией, назначенной еще в Украине, зарплату учителя, чувствует себя довольно неплохо. «Одна беда, - жалуется крымчанка, - раньше денег было мало, зато дороги были открыты куда угодно. Теперь же при моих доходах съездить в Европу уже не получается по другой причине – санкции…» И немного подумав добавляет: «Я понимаю, что может случиться что угодно (не говорит, но понятно, что имеет в виду снижение размера пенсий). Мне не сложно свернуть в узелок свои хотелки. А вот за молодежь как-то боязно.» Она позже раскрыла суть переживаний, ведь дочь с внуком-второклассником, к осени поедут по просторам российским в поисках лучшей жизни.

P.S. Прогуливаясь улочками курортного крымского городка  обнаружила необычное множество вывесок "Парикмахерская". Неужели такой сумасшедший спрос на эти услуги? Все просто. На полуострове количество рабочих мест, как и в украинские времена, весьма ограничено. В курортной и предпринимательской сфере уже себя не прокормишь, остаются государственные места: госслужба, спецорганы власти, сфера образования и медицина. Высокие зарплаты получают далеко не все, а пенсионеры из-за сложностей в сдаче отчетности предпочитают просто оставить работу. И уж совсем удивительным выглядит факт, что в местных центрах занятости работу крымчанам предлагают в местностях более чем отдаленных от дома, а взамен привозят жителей Башкирии и других округов необъятной их страны. Не хочешь, но подумаешь глядя на это: замещение???? К этому стремились вы, дорогие старики? Но крымчане-пенсионеры держатся при этом бодрячком. Рассказывая о детях, уехавших в Москву или Казань, гордятся этим фактом. Мол, смогли же, значит заработки там круче?! Однако, если им хотелось всего лишь уехать в Россию, дорога была открыта всегда. Из Крыма и в недавние времена ходило огромное количество поездов в различных российских направлениях. Так может все дело не крутости зарплат в новой «любимой» стране, а в невозможности заработать в родных местах?

 

Тетяна Гузик, журналіст