Шестое августа по-старому

Идеальный раб - это слегка прикормленный раб, который уверен, что еду и набедренную повязку он может получить только от хозяина

 

В то утро я тоже проснулась в Крыму. В Ялте. Это был ужас. Пока я не знала, что через три дня он обернётся счастьем и победой: история, чуть было ни соскользнувшая назад, преобразилась простором нечаянной свободы.

Никто тогда не хотел назад, в СССР - из него вырвались, как из затхлого чулана. Казалось, что навсегда.

Оказалось, что на самом деле мало кто захотел идти вперёд.

Я много думала потом, наблюдая растущий, зловонный ресентимент: почему? Чем он купил эти массы обывателей, ещё не забывших унизительно-пошлую ложь политинформаций и вездесущую давку в очередях? Только что отвыкших заискивающе улыбаться каждой продавщице за возможность сунуть ей потными руками "трёшку" в обмен на вожделенный "суповой набор" из-под прилавка.

А ведь действительно - купил! Угадал их мечты и завернул их в красивую обёртку якобы попранной "национальной гордости".

Да, это только фантик, без содержимого он бы вряд ли так пошёл "на ура".

А мечта, за которой ломанулись из "совка" обыватели была куда проще: уровень потребления в капстранах.

О капитализме советские люди знали, что там всё есть в магазинах и нет очередей. Что капитализм предполагает свободное предпринимательство, а предприниматель сам отвечает за свой достаток - это слишком сложно для людей, в трёх поколениях ничего о том не знавших и привыкших к ответственности государства за свою жизнь.

Он понял, что предпринимательству они никогда не научатся, а от привычки всю ответственность за себя возлагать на государство никогда не отвыкнут.

Идеальный раб - это слегка прикормленный раб, который уверен, что еду и набедренную повязку он может получить только от хозяина.

Вот и вся "психология".