В мире глобальной интеграции нет места фобиям

Экономическая интеграция вынуждает политические субъекты поступаться элементами своих суверенитетов на взаимовыгодных условиях

Написав в конце поста на Фейсбуке, что проект образа будущего "Модель для сборки" должен быть пригодными для всех, в том числе для Украины, я даже тенью мысли не предположила той реакции на эту фразу, которая тут же последовала от некоторых "обиженных" украинцев. Признаюсь, была удивлена. Потом задумалась.

Представьте, например, что группа изобретателей двигателя внутреннего сгорания сообщает миру, что, на их взгляд, их изобретение должно быть полезно всем, а особо гордые представители, скажем, народа суахили разражаются в ответ проклятиями - дескать, не смейте нас тащить к себе, знаем мы вас, всех одинаковых подлецов, и чтоб вы сдохли.
Примерно так это выглядело с моей стороны.

Первое, что мне возразят - что никакого двигателя я на самом деле не изобрела, и не исключено, что у меня, при всех намерениях, получится не полезный двигатель, а какая-нибудь вредоносная дрянь. Оно-то так. Но пока нет ни двигателя, ни дряни, то суждение о предмете невозможно. Однако, "обиженные" заранее уверены во вредоносности для себя проекта на основании совсем ином:  "Что может быть доброго из Назарета?!" Им ясно, что - ничего.

А я сейчас плесну ещё масла в этот огонь, сказав вот что:
в обозримой исторической перспективе нет никакой разумной альтернативы экономической интеграции. Даже на постсоветском пространстве. Альтернатива есть только неразумная - в ущерб развитию. Но, как ни печально, реализовываться будет именно она. Потому что комплекс фобий и фрустраций - штука посильне фаустпатрона. Но пасаран, короче.

Кремль - не только Путин лично, но и весь "коллективный путин" - активно навязывает постсоветскому пространству имперский проект "русского мира". Я бы сказала - в извращённой форме навязывает. Потому что постоянно выдаёт его за проект интеграции, уподобляя Евросоюзу.

Я очень невысокого мнения о способностях и познаниях Путина в области экономики, потому думаю, что он на самом деле не видит разницы. По-моему, он вообще экономики не видит как предмета. Он уверен, что экономика - это заводы и прочие предприятия, которые работают потому, что сверху отдаются приказы. Он уверен, что управлять экономикой - это значит отдавать приказы и "посылать докторов дерипаскам" за неисполнение. А всякие мудрёные слова, типа "инвестиции" или "рынок капиталов" - это такой вид наукообразного шулерства. Поэтому он действительно не способен понять, на каких принципах уже 50 лет происходит интеграция стран Европы. Он видит её как политический союз. Только и исключительно. В который его "не пускают", чтобы унизить. А несомненное лидерство Германии в ЕС утверждает его в мысли, что этот политический союз - "сфера интересов" Германии, и даже более конкретно - её генерального канцлера. И обижается за это на весь мир: почему им можно, а мне нельзя?

Разбираться в галлюцинациях этого человека не имело бы смысла, если бы они не проникали в массовое сознание.
Но проникают, увы, проникают. Либо же автономно там зарождаются.
Если у кого-то при словах "общий проект" вскипает разум, возмущённый ярким образом "русского мира", значит разум этот тоже не видит экономических процессов.

А реально работают в современном мире только они.

Сами посмотрите на мертворожденные путинские псевдоэкономические конструкции, ШОСы и ЕврАзэСы - они работают? Отнюдь, как говаривал покойный Гайдар, подразумевая более понятное народу "нифига". Это такой дорогостоящий способ удовлетворения некоторых властных амбиций. Для более практичных участников - средство слупить что-то полезное для себя с самой заинтересованной стороны. С Путина, то есть. Кому-то желанная скидка на газ перепадает, кому-то - просто тусовка с видами на будущее или "с политическим позиционированием" - тоже шерсти клок.

Политические субъекты по своей природе склонны к обособлению, а к союзам - только на условиях доминирования. Но доминировать может кто-то один - остальные идут на временные контакты с уступками ради конкретной практической выгоды и расторгают их сразу после обнаружения более интересных вариантов. Тут не процесс, а сделка - разовый гешефт. Экономические механизмы в политических союзах работать никак не могут, потому что их там нет. А раз их нет, то нет вообще ничего постоянно функционирующего - одни иллюзии.

Беда, что иллюзии опасные - он за них ГРАДами бомбит и людей на убой посылает. Но ничего больше, кроме войны, эти иллюзии произвести не могут.

В реальности возможна только экономическая интеграция.

Это когда в целях повышения эффективности снимаются барьеры на путях передвижения капиталов, товаров, мозгов и даже не очень мозговитого населения. Это не всегда удобно для политических субъектов: возникают проблемы, которые приходится утрясать, искать решения. Некоторых не хочется к себе пускать. С другими неприятно сотрудничать. Но отгораживаясь - теряешь в развитии, отстаёшь от соседей. 

Экономическая интеграция вынуждает политические субъекты поступаться элементами своих суверенитетов на взаимовыгодных условиях. Полное политическое доминирование тут невозможно по определению, как и стопроцентный политический суверенитет - всё зависит от эффективности установленных связей и текущих экономических процессов.

Это очень неспокойный, подвижный мир, но в целом достаточно устойчивый, потому что "безбарьерных" связей и локальных объединений становится всё больше. Опоздавшие вскакивают на подножки ускоряющейся глобализации, цепляясь своими экспортно-импортными возможностями за незанятые фрагменты глобального трафика.

Но с фобиями - не прокатит зацепиться. На пути капиталов, товаров и мозгов невозможен фильтр ненависти и страха.