Новая украинская политика или прощание с социалистическими иллюзиями

Мы нуждаемся в рациональной политике и в полном изменении политического ландшафта

Довольно давно, отвечая на вопросы газеты «День» я сказал, что нам нужен новый общественный договор. Прошло уже больше года, мы пережили несколько избирательных компаний. Кое-что стало проясняться. Изменения происходят, пусть очень медленно и не так эффективно, как этого требует ситуация. Но общий ход вещей говорит о том, что мы не осознали самого главного: необходимо самым радикальным образом менять то, что у нас до сих пор называлось политикой.

Что означало до сих пор заниматься политикой? Это истории о том, как какие-то кланы приходят во власть, распределяют ресурсы, рассаживают своих людей, сколачивают баснословные состояния, почти ничего не создавая в масштабах страны. Эти кланы до сих пор «легитимировали» свои паразитические практики (которые, конечно, имеют непубличный характер) прикрываясь самыми безумными и безответственными популистскими обещаниями социалистического толка. Ведь представления о справедливости у среднего гражданина нашей страны остались социалистическими. Такое сочетание дикого капитализма и  социализма привело политическую жизнь к состоянию полного тумана и глубокой таинственности. Вот когда смотришь на жизнь немцев, поляков или чехов, тебе все более-менее понятно. Откуда доходы, откуда современная инфраструктура, что собой представляет бюджет страны и бюджет отдельной семьи. Как и на что живет немецкий или польский учитель или пенсионер. Публикуются самые подробные отчеты, все до цента. Кстати, вы не поверите, но у нас до 1917 года все было очень похоже. Возьмите, например, дореволюционные книги о Киеве! Там тебе все и о доходах и расходах города, и подробные отчеты по разным сферам экономической и прочей жизнедеятельности. Сколько государственных и общественных денег ушло вот на это здание, вот на этот памятник, вот на этот водопровод.  

Сейчас же в Украине происходят чудеса (необъяснимые события). Совершенно неясно, как блеклые и неэффективные чиновники (фамилии которых никому ничего не говорят) оказываются обладателями несметных (в понимании среднего европейца) богатств. Также непонятно, как большинство граждан с очень низкими доходами доживают до конца каждого месяца, как они растят детей, питаются, лечатся, одеваются и тому подобное. Непонятно, как функционирует медицина или высшее образование. Совершенно непонятно, каким образом удерживается киевская канализация, особенно в период ливней. Непонятно, отчего на Подоле так много заброшенных старых домов и почему они стоят годами, создавая ощущение разрухи и запустения.

Конечно, кроме чудес, у нас существует целый клан «сказителей», которые объясняют, откуда же все это берется и почему все в таком плачевном состоянии. Они «разоблачают» продажных чиновников, раскрывают всяческие заговоры, фотографируют все эти несметные богатства и т.п. Часть из них всякий раз чудесным образом попадает во власть (с имиджем правдолюбцев и правдоискателей, ведь в сказочных историях должны быть правдолюбцы). Они и там продолжают «искать правду», но чудесным образом у них самих тоже появляются эти несметные богатства (жена заработала, или родители, или он/она, видите ли, был/была гением-предпринимателем до своей «политической карьеры»).   

Маргарет Тэтчер когда-то сказала, что женщина, знающая как управлять семейным хозяйством, сможет справиться и с хозяйством целого государства. Как же она ошибалась! Похоже, развращенные социалистическими моделями политиков-популистов граждане были уверены, что где-то есть государственная «тумбочка», откуда политические мужи берут деньги, чтобы платить за медицину, за образование, за городской транспорт, за дороги. Полгорода ездит бесплатно в городском транспорте. Полстраны имеет различные льготы. Недавно оказалось, что железная дорога лет десять не получала возмещения за студентов (которых у нас много и которые часто ездят домой, чтобы возобновить жизненные ресурсы). И все уверены, что деньги «найдутся», что «у государства должны быть деньги».

Итак, прежняя политика основывалась на чудесах. Деньги «добывались», «доставались» чудесным образом и возникали в отдельно взятых местах, чаще в иностранных банках. А граждан не очень интересовало, каким образом политики смогут реализовать свои обещания (они ведь обладают магическим способностями, вот пускай и «работают»). Они даже что-то получали от политиков: новые льготы, высокие пособия на третьего ребенка, различные преференции (например, «карта киевлянина», это позорное порождение социалистического ума, привыкшего все распределять). Но политиков не очень интересовало, в какой мере они смогут выполнить свои обещания в полной объеме и что потом будет со страной. А страна становилась все более уязвимой, все более зависимой и беспомощной. В этом и состоял общественный договор. Одни ведут непомерно роскошную жизнь, основанную на непубличных паразитических моделях, другие живут «как могут», пользуясь друг другом, и обирая друг друга во всех сферах социального взаимодействия. Первыми дрогнули правящие элиты. Им захотелось «всего и надолго». Длительная паразитическая жизнь породила уверенность, что «все возможно». Власть утратила чувство реальности. Что ж, бывает. Пришли другие, но чувство реальности, увы, не возвращается…

Они еще не осознали в полной мере, что без заключения нового общественного договора это политическое тело не сможет долго протянуть. Сейчас нужно полностью менять характер  политической коммуникации. Никаких обещаний. Только конкретные проекты и пошаговые отчеты по их реализации: вот такие сейчас в стране доходы, вот такие расходы. Вот состояние нынешнее медицины, коммунального хозяйства, инфраструктуры. Вот сколько-то мы получили западной помощи. Вот что нам следует сделать в первую очередь. Вот столько это будет стоить. Но мы хотим это сделать. Через несколько лет (указать точно!) мы получим в результате вот какие преимущества. Дальше мы возьмемся за это и т.п. Далее, этот новый договор должен предполагать серьезные санкции: неудачливых и проворовавшихся менеджеров нужно тут же увольнять и отдавать под суд. Не следует ожидать «окончания срока властных полномочий». Обязательства должны быть краткосрочными и четко прописанными. Бедная страна не может долго терпеть неэффективных менеджеров. И тем более она не может терпеть вороватых управленцев. По условиям нового договора отвечают все, на всех лежит бремя ответственности.

Сейчас у нас только начинают создавать правила политической игры. До этого у нас в политике играли без правил. Если говорить понятнее: политика была шулерством. Но само по себе создание правил игры еще ничего не решит (и нынешние политики напрасно рассчитывают на похвалу, ведь они действуют по принуждению, они «покупают» своими «реформами» западную финансовую помощь, чтобы дольше оставаться у власти). Важно будет решить, в какие игры мы будем играть по этим правилам. Или: какие проекты мы хотим реализовать? Какие идеи будут определять наше ближайшее будущее? А это уже не вопрос формальных правил, а вопрос смысла и содержания.

Мой краткий ответ предварительно такой: стратегии наших игр должны ориентироваться на активную часть граждан, на их творческий потенциал, на их таланты, на их работоспособность и ответственность. Мы должны четко осознавать свое место в мире, исходя из знания своих возможностей и преимуществ. Нам нужна просвещенная правая идеология (употребляю слово «идеология» в позитивном смысле, а не в том, которое ему придавал Маркс). Безусловно, тех, кто не может платить, тех, кто не может себя содержать (себя и своих детей, ведь зачастую речь идет о многодетных семьях с очень низкими доходами), государство должно поддерживать. Но государство не должно поощрять иждивенчество и пассивность. Мы до сих пор не распрощались с социалистическими идеями и представлениями. Последние 24 года этими идеями торговали те, кто стремились получить власть и все возможности для безмерного обогащения. Но теперь пришло время окончательно распрощаться с социалистическими идеалами. Это не значит, что у нас не могут существовать умеренные левые партии. Пусть они будут, пусть конкурируют в политической борьбе за власть. Пусть они предлагают свои стратегии развития страны. Но это будет уже другая история. Без лицемерия и притворства. Левые иногда будут приходить к власти, приводить страну на грань экономической катастрофы, а после них будут приходить правые и реанимировать разоренное хозяйство (как это происходит в большинстве европейских стран). Но игры станут прозрачнее. Политика станет более рациональной. Если ты правый, то говоришь и делаешь вот так, а если ты левый, то твои стратегии таковы. Но так уж вышло, что за все время украинской независимости у власти не было ни одной партии с правой идеологией. И если ты правый, ты не можешь давать обещаний левого толка. Твои слова и действия должны иметь четко очерченный смысл.

Итак, мы нуждаемся в рациональной политике и в полном изменении политического ландшафта. Нам необходимо прийти к пониманию того, кто мы такие и каково наше место в мире.  Если мы этого не сделаем, если мы четко не осознанием собственные цели и смысл собственного существования как европейского государства, то заслуживаем ли мы государственности? Итак, главный вопрос нашего будущего, это вопрос смысла и предназначения.

 

Андрей Баумейстер