Памяти Журналиста

В Украине быть хорошим журналистом смертельно опасно

В России кровавого диктатора Путина за прошедший год не погиб ни один журналист (Ирина Остащенко была убита в Севастополе, юридически являющимся частью Украины), в демократической и ассоциированной с ЕС Украине – 6.

За последние два месяца в Киеве, в столице страны, были убиты двое. И никакия Дуня Миятович, «Репортеры без границ» или кто-то еще не возопили об этом. 

Вот исполнилось 40 дней с того момента, как погиб Павел Шеремет.

Ни исполнители, ни заказчик этого преступления, направленного, как мы все понимаем, против другого человека, не найдены. Будут ли они наказаны хоть в будущем – вопрос риторический.

Мне, как и большинству из вас, не нравится «Украинская правда», ее отпрыски во власти и заказные статьи, так или иначе появляющиеся там.

Но при всем этом многие журналисты, которые там работают или фрилансят, являются элитой профессии и на них стоит равняться. Так было и с Павлом Шереметом.

Я не был с ним знаком, но для меня лично, как для человека из той же профессии, стало страшно находится и писать правду в такой стране, где человека проще посадить, а потом показательно отпустить как Коцабу, или убить, как Павла, Бузину и многих других.

Конечно, мы не живем в состоянии постоянного напряжения, - просто абсолютно в спокойное время каждую неделю в Украине избивают, садят, лишают работы и/или убивают журналиста.

И это уже перестало быть новостью – подумаешь, еще один писака, у нас вон на фронте сколько гибнет!

Но суть-то в том, что убивают, калечат и затыкают рот самым смелым и профессиональным. Можно долго спорить о том, кто на кого работает, но если даже Кремль и/или Банковая нанимают человека, чтобы писать, это значит, что он явно может это делать хорошо.

Помните, как быстро нашли «убийц» и раскрыли дело Олеся Бузины? 16 апреля прошлого года его убили, а 18 июня на пресс-конференции министр внутренних дел гордо рапортовал о том, что все стало ясно и все будут наказаны.

Правда, в этом деле до сих пор много темных пятен, да и журналистов меньше убивать после этого не стали.

Вы просто введите слова «журналист» на любом новостном сайте и поищите новости с этим тэгом. Вам система выдаст десятки материалов за последние два послереволюционных года, в которых прессу давили, уничтожали и цензурировали.

А многие общественные организации так и продолжают рассказывать в ОБСЕ, ЕС, ПАСЕ и других для нас ничего не значащих органах, что в Украине свобода прессы и всем хорошо.

Никакая реформа, новая генеральская форма и показательные увольнения в Николаевской области переаттестованных (sic!) недополицейских, такие же показательные угрозы пальчиком по поводу электронного декларирования или чего-то еще не меняют реальности – в Украине быть хорошим журналистом смертельно опасно.

Вот вроде бы все убийства и нападения на журналистов не связаны, все обидчики не имеют между собой никакой общности.

Но тенденцию можно уловить: если ты пишешь критическое и действительно неприятное для власти, ты не можешь и не будешь чувствовать себя в безопасности.

Все это значит только то, что пока вот всю нынешнюю систему, со всеми ее департаментами грановских и сусов, дважды переаттестованными полицейскими и мессиями, краснеющими от  простых вопросов, не снесут, никакой настоящей свободы слова и прессы здесь не будет.

Вечная память Павлу и другим хорошим журналистам!