Раньше можно было, а сейчас – нельзя

Кривое Озеро – зеркало реформ украинской полиции

В ночь перед Днем Независимости в Кривом Озере полицейские приехали на вызов, обнаружили уже угомонившегося буяна, но вместо положенного в таких случаях внушения, его вытащили из машины и начали избивать.

«От полученных травм» буян скончался на месте. Местные жители, устроив форменный бунт не дали вывезти тело на судмедэкспертизу в Первомайск, утверждая, что в Первомайске у местных полицейских «все свои», и правды там не добьешься.

Кроме того были столкновения между местными жителями и полицейскими непосредственно возле отделения полиции, в результате которых пострадали несколько полицейских.

В последствии, судмедэкспертиза, проведенная под внимательным контролем центрального руководства МВД показала, что смерть наступила от травматических пуль в сердце и легких.

Разгорелся нешуточный скандал с привлечением политиков национального уровня.  Историю вполне справедливо сравнивают с Врдиевской трагедией.

Пересечения, что называется «на лицо»: явно противозаконные действия полицейских вызывают «народный бунт», который привлекает внимание всех национальных СМИ и руководства страны. Ситуация совпадает вплоть до области, в которой произошли события.

Оппозиционные политики не смогли не воспользоваться ситуацией и подняли нешуточный шум: заявлялось о «провале реформы полиции», требования отправит в отставку Авакова и прочее.

Тем не менее реакция властей была куда более однозначной. Для того, чтоб не допустить  «противоправных действий» со стороны местных жителей, в Кривое Озеро отправилась не только спецрота полиции, но и зам Деканоидзе Константин Бушуев, который убедил людей в том, что расследование будет проведено по закону.

По крайней мере был достаточно убедительным, чтоб местные жители не стали штурмовать райотдел. Подозреваемых в превышении служебных полномочий арестовали в тот же день (позднее одному из них подозрение было заменено на «убийство»).  

Во время этапирования, спецрота охраняла подозреваемых не столько от побега, сколько от местных жителей, которые ну очень хотели устроить самосуд прямо на месте. Отдел полиции был расформирован, там назначен новый руководитель, звучали заявления о смене руководства полиции Николаевской области в целом.

Прозвучали очень однозначные заявления от всех (начиная от руководства МВД и прокуратуры и заканчивая депутатами местных советов) о требовании объективного следствия.

Однако суровым наказанием после детально следствия грозили не только полицейским, но и местным жителям, которые пытались штурмовать райотдел. Хатия Деканоидзе заявила о неотвратимости наказания тех, кто пытался разгромить отделение полиции в Кривом Озере в Николаевской области.

Причем заявления эти были подкреплены переброшенными из соседних областей подразделениями «для обеспечения общественного порядка»

Скептики уверенны, что ситуация в Кривом озере как обычно закончится очередным «пшиком»: пошумят и успокоятся. Уверенность, что виновные отделаются, что называется «легким испугом» сквозит и в разговорах с людьми, в социальных сетях и в интонациях журналистов.

Однако уже сделанные заявления и главное – действия позволяют надеяться на обратное. Уволены даже сотрудники, передавшие неправдивую информацию «наверх».

А целая плеяда люстрированных работников МВД надеяться вернуться в систему.

Бывший генпрокурор Шокин даже высказался в том смысле, что убийство произошло, поскольку «уволили профессионалов» (забыв правда уточнить, что присутствие большинства этих уволенных профессионалов не помешало врадиевской трагедии).

А вот у руководства МВД и прокуратуры выбора особенного нет. Им придется не просто доводить дело до логического конца, но делать это под прицелом телекамер, что гарантирует максимальную прозрачность этому делу.

При этом на каждом затягивании будут максимально пиарится все противники нынешней власти. Каждое отложенное судебное заседание будет представляться как попытка «отмазать» и «не решать».

Учитывая мощность информационных ресурсов, сконцентрированных в руках у противников действующей власти – это будет более чем серьезным стимулом закончить процесс побыстрее. Уже звучат призывы отправить в отставку Авакова.

И хоть сейчас он находится в своем кресле достаточно прочно, такие призывы могут найти отклик в сердцах многочисленных лоббистов других кандидатур на этот пост.

И тогда движение по смещению министра МВД может стать уже довольно опасным для Арсена Авакова.  

Есть у правоохранителей и другая задача. Необходимо показать всем, что ТАК делать нельзя. Вот раньше можно было, а сейчас – нельзя. Причем всем сторонам: как полицейским работникам показать, что подобные случаи не будут прощаться, так и людям, что штурмовать райотделы – не выход.

Причем, чтоб получилось, эти два процесса должны идти одновременно: попытка придавить своеволие на местах без параллельной системы обратной связи, которой является гражданского общество не приведет ни к чему, кроме как к усилению «круговой поруки на местах», а значит – к следующим бунтам при появлении таких вот вопиющих случаев (а безнаказанность, которая проистекает из круговой поруки непременно к подобным трагедиям приведет).

А попытка удержать народный гнев действиями отдельных полицейских, не меняя ни самих этих полицейских ни систему мы уже видели. И она закончилась штурмами РОВД причем даже в столице (помните штурм святошинского РОВД)

Но как бы дальше не разворачивались бы события, они и станут индикатором того, на сколько продвинулась реформа полиции. Если мы увидим нормально продвигающееся расследование, которое приведет к суду и приговору.

Причем к приговору однозначно справедливому (а чтоб мы поверили в справедливость этого приговора, дело должно быть максимально публичным), это означает если не успех реформы, то по крайней мере ее движение в правильном направлении.

Но если оно будет затягиваться, если слушания будут в закрытом режиме, если приговора не будет или будет «условный срок», значит ничего толком в нашей стране не поменялось.

По крайней мере пока.