Як амбіції глави НБУ ховають гривню
Падіння курсу гривні стає неконтрольованим. І без допомоги уряду Нацбанк навряд чи впорається з ситуацією
Вчера на межбанковском валютном рынке котировки перевалили за психологическую отметку в 14 грн./$. А сегодня за безналичный доллар просили уже 14,9 грн. Чтобы стабилизировать ситуацию глава НБУ Валерия Гонтарева собрала банкиров на экстренное совещание. Обе стороны ожидают друг от друга предложений о конкретных действиях для тушения "пожара" на рынке. Во-всяком случае, Нацбанк готовился анонсировать банкирам очередные административные меры по стабилизации курса на межбанке и возможные санкции к спекулянтам.
Несколько шагов в этом направлении регулятор уже успел сделать. На прошлой неделе он увеличил норматив обязательной продажи валютной выручки экспортеров с 50 до 100%. Кроме того, ведомство прописало довольно длинный перечень операций, которые могут квалифицироваться как недобросовестные и быть остановлены. Нацбанк заявил, что будет признавать нерыночными заявки на покупку валюты по завышенному курсу, сделки по приобретению чрезмерно крупных объемов СКВ (как по отношению к объемам самого межбанка, так и к размеру сделок за предыдущий месяц), приобретение СКВ по фиктивным экспортно-импортным контрактам и ряд других.
В Кабмине считают, что гривну могут спасти лишь жесткие административные меры. Памятуя о своем опыте нацбанковского кризис-менеджера во время "оранжевой" революции, Арсений Яценюк недвусмысленно намекнул, что нынешняя глава центробанка должна взять на вооружение опыт 2004 года. Тогда НБУ ввел безоговорочный мораторий на досрочное снятие депозитов, а валютный рынок был полностью переведен на ручное управление. "На тот момент было введено ограничение покупки наличной валюты в "одни руки", введено требование обязательной продажи валютной выручки, усилен контроль над банками за использованием валютных средств. Кроме того, Нацбанк регулярно выходил с интервенциями на межбанковский рынок. Все эти инструменты используются регулятором и сегодня", - рассказал "ДС" советник председателя правления "Евробанка" Василий Невмержицкий.
Но "оранжевый" кризис носил исключительно политический характер и был достаточно краткосрочным - ситуация улеглась сразу после перевыборов президента. "Сейчас же мы перешли из политического кризиса в полноценный военный конфликт. Сроки окончания которого никому до конца не понятны", - говорит Невмержицкий.
Поэтому Гонтаревой нужно действовать даже жестче, чем Яценюку десять лет назад. Нацбанк должен не только отключать спекулянтов от межбанка, но и перейти на индивидуальное рассмотрение всех более-менее крупных сделок по покупке валюты. "При необходимости нужно идти даже на крайние меры. Например, сокращение времени торговых сессий и даже досрочное прекращение торгов в случае, если доллар будет дорожать, например, на 20 коп. и более. Это поможет сбить панику и избежать неконтролируемого падение гривни", - полагает руководитель ИАЦ Forex club Николай Ивченко.
Еще один важный элемент - интервенции НБУ. Если бы регулятор мог залить рынок долларом, показав подопечным, что готов удовлетворять спрос, курс гривни начал бы быстро укрепляться. Но до получения следующих траншей МВФ центробанк не может себе этого позволить.
Впрочем, даже самые жесткие админмеры не дадут моментального результата. Отличие нынешней ситуации и в том, что руки Гонтаревой связаны условиями МВФ. Главный кредитор страны настаивает на гибком курсе и категорически против грубого вмешательства НБУ в работу валютного рынка. В противном случае МВФ может отказать в предоставлении следующего транша кредита. А это будет означать действительно катастрофу для гривни, курс которой может упасть гораздо ниже предрекаемых пессимистами 15 грн./$.
Поэтому главе центробанка стоило бы скоординировать с премьером дальнейший план действий. Как минимум, попросить Яценюка, чтобы тот выторговал регулятору чрезвычайные полномочия по регулированию курса хотя бы на время военных действий. Тем более, что премьер по сути только этого и ждет - на сегодня он наметил встречу с главой НБУ в присутствии Петра Порошенко, и откровенно заявил, что курс больше 12 грн/$ страна не выдержит.
Однако пока Гонтарева, работающая под кураторством президента страны, не слишком пытается поработать в тандеме с премьером. И ее самостоятельность может слишком дорого обойтись для национальной валюты.
Татьяна Очимовская, "Деловая столица"
- Актуальне
- Важливе