В ЛОГОВЕ РАСКОЛЬНИКОВ: СЕПАРАТИЗМ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ

Сепаратисты бывают разные. Кто-то хватается за автомат и доводит страну до ужаса, а кто-то – решает все мирным путем. Настоящих сепаратистов я увидел в Каталонии. И, кстати, ни одного кубанского казака…

Два пацана лет девяти устроили «панда-кунг-фу» на деткой площадке. Один – в футболке сборной Испании, второй – в цветах Каталонии. Взрослая группа поддержки наблюдает со стороны – битва титанов в самом разгаре. В конце концов, испанец оказывается на земле. «Каталония победила!», - смеются мужики и радостно хлопают.

Все это – как бы в шутку. Но, когда ты видишь толпу, которая собралась 8 июня на площади перед  Саграда Фамилиа, понимаешь – из таких шуток куется местный патриотизм.

Людей – много: инвалиды на колясках, бабушки с палочками, молодые мамы с детьми, завернутые во флаг Каталонии. Все хотят одного – независимости.

Правда, зачем она им, некоторые объяснить не могут. Кажется, в этом вопросе даже больше эмоций и иррациональных чувств, нежели логики. И разве может быть по другому, если во времена Франко давали тюремный срок за висящий флаг Каталонии на балконе?

Сейчас такие флаги висят везде – по 3-4 на каждом доме. При этом флагов Испании не видно. Как говорят, «Каталония – не Испания» и это тут всячески подчеркивают.

Главный тезис о независимости сводится к простому – «нам надоело кормить всю страну» (ничего не напоминает?). Налоги, перераспределение бюджетных средств, больше прав местным органам власти (хотя, куда уж больше?)…

Аргументы понятны, но для центральной власти неприемлемы. Поэтому сепаратистам отказывают в проведении референдума. Он должен состояться этой осенью, но разрешения Мадрид не дает.

Что делают в таких случаях настоящие сепаратисты? Хватаются за автоматы? Ведут партизанскую войну? Нет, они проводят митинги и собирают подписи в свою поддержку.

Хотя, стоит сказать, что в истории Каталонии была и страница терроризма. Но самая известная сепаратистская группа «Терра ллиуре» (Свободная земля) окончательно прекратила свою деятельность еще в начале 90-ых. Шума наводили много, но за все время, как пишут историки, от ее рук погиб один человек.  Что, конечно, не делает членов организации святыми агнцами, но на фоне других деятелей они однозначно выделяются…

Сейчас все силы сепаратистов брошены на мирные митинги. 8 июня такие собрания состоялись во многих столицах Европы. В Берлине, например, выступил даже Хосеп Гвардиола – он прочитал на немецком языке манифест «Каталонцы хотят голосовать». В Барселоне я лично никаких знаменитостей не увидел – выступали местные ораторы, толпа им аплодировала.

Основной мессежд – дайте народу высказаться. А не дадите – нам по барабану, все равно референдум проведем! И таки, действительно, проведут. Но мирно! И без стрельбы!

Станет ли от этого лучше Каталонии? Неизвестно. Ведь даже среди местных жителей нет единства по этому поводу. Так, например, хозяин нашей квартиры – дедушка, пытающийся даже с нами, иностранцами, говорить по-каталански – не поддерживает независимость. Говорит, что уровень жизни станет хуже.

В общем, у каждого свое мнение. И во что это выльется, пока не ясно. По крайней мере, до референдума. Но его возможный итог тут никого не пугает. (Тем более, что Центр в очередной раз выскажется о нелегитимности референдума).

Ведь все понимают, что это никоим образом не повлияет на общий порядок жизни в Каталонии – все, как и раньше, будет понятно, никто не будет «отжимать» чужой бизнес и устраивать охоту на инакомыслящих. Потому что тут есть правила, по которым все играют. И даже сепаратизм – с человеческим лицом.

Детальнее о жизни украинцев в Испании – читайте в блоге «Испанский партиан».