Європейський Донбас

Необходимо ли пост революционной Украине интегрировать в себя пост мятежный Донбасс?

Конечно необходимо. Иного пути у Украины, как у сложного разнообразного  государства просто нет. Любое государство, обладая своим изначальным смыслом, должно рождать и развивать свой гуманитарный и социальный продукт на глобальном рынке. Я думаю, что если Украина, по каким то причинам, решит отказывается от Донбасса, она в принципе теряет статус страны,  способной заявить о суверенитете в мировом  контексте и отстоять право  на самостоятельность и  ведение сложного диалога.

Отторгая проблемные регионы, Украина живет по принципу: «Мы такие, потому что так вот получилось как-то само собой, без нашего участия». Этот подход говорит о нашей стране, как об объекте чужой воли,  а не как о полноценном успешном государстве.

Вторая причина  заключается в том,  что на территории восточной Украины проживает большое количество людей  лояльных к украинскому государственному проекту,  которые из-за ситуации, что там сегодня развивается, становятся фактически жертвами и заложниками обстоятельств. Было бы очень неправильным решать судьбу  этих людей, как людей, не  имеющих отношения к Украине  из-за общего контекста анти украинских событий на этой территории.

Совершенно понятно, что сам процесс интеграции восточных регионов в украинский государственный проект будет сопровождаться рядом сложностей, которые предстоит решать всему украинскому обществу.  Это и экономические сложности,  и политические. Но я хотела бы особо выделить социо-культурные и социо - гуманитарные сложности восточного региона.

Во многом происходящее на Донбассе это большая гуманитарная катастрофа. И она началась не в тот момент,  когда там появились люди из иного государства, когда появились беженцы, или те, кого мы называем террористами. Истоки происходящей трагедии берут начало с того момента, когда Донецк, Луганск, Донбасс не вписались в культурный контекст пост советской Украины. И именно с этой проблемой Украине, как государству, придется бороться и каким-то образом решать. Интеграция Донецка, Луганска, Донбасса в целом в структуру страны - это конечно же двухсторонний процесс. Не только Донецк и Луганск  должны стремиться к Украине, но и Украина, несмотря на все сложности,  должна стремиться найти с ними точки соприкосновения.

На сегодняшний день по неофициальным подсчетам в Украине уже несколько десятков тысяч беженцев. По критериям УВКБ ООН, 80 тысяч беженцев – это уже гуманитарная катастрофа всей страны. Нам точно не известно,сколько людей бежали или находятся в сложном положении в захваченных боевиками городах.  Но я думаю, что мы имеем все шансы приблизиться к краю этой гуманитарной пропасти.

После решения первоочередных задач, а именно, после прекращения военного конфликта, необходимо начать работу в гуманитарной и социальной сферах, разрабатывать и планировать которую нужно уже сегодня.  Нужен хороший культурный и социо-культурный менеджмент, грамотная помощь по возвращению людей в состояние мира.  Речь также может идти об организации локальных диалогов для людей, которые не очень умеют говорить о своих потребностях, поскольку их уже давно никто не слушал .  Нам нужно научиться говорить друг с другом. Нам нужно научиться слушать.  Создавать общий культурный код страны ориентированный в будущее, с пониманием той трагедии, тех травм, что переживаются сейчас.  Это осознание  донецкой  трагедии, как обще украинской когда нет деления на недругов и друзей, на тех, кто за нас и те, кто против. Общий культурный код подразумевает общее уважение к жертвам, всем жертвам конфликта как к общей украинской трагедии.

Нам важно научиться создавать принципиально новые градообразующие смыслы, где город становится общим местом и способом жизни очень разных, но интересных друг другу людей.

Если мы посмотрим на города Европы в период 60-х, 70-х  и 80-х годов, то там наблюдалась схожая социально-культурная депрессия. Там тоже закрывались шахты, закрывались крупные предприятия. То есть, города теряли свой производственный смысл, погружаясь в хаос и бандитизм. Им удалось найти выход из такого же, пусть не военного,  но остро экономического и социального кризиса.  Во многом современное сообщество обретает смысл за счет того, что город становится политическим местом и источником  культуры для людей, что населяют его. 

Гуманитарное возрождение можно стимулировать, создавая специфические культурные смыслы восточной Украины. Обустраивая городское пространство, через создание хороших образовательных центров, библиотечных центров ,фестивалей, чего-то, что позволит этому региону вплетаться в общеукраинскую канву  и шире, мы сможем смоделировать образ европейского Донбасса.

Страх жителей  Донецка и Луганска перед Майданом обоснован отсутствием у них компетенции  для выживания и успешной адаптации в европейской культурной среде, обусловлен не приятием украинского европейского вектора, который кажется им экспансией  и  захватом.

Это будет очень долгий и трудный путь.  Но мы обязаны его пройти. Любое современное государство, начавшееся когда-то  революцией, имеет в своей основе  манифест, провозглашающий и определяющий новый вектор развития социума в целом. Поэтому так важно, чтобы борясь за Донбасс, украинская революция привела к возникновению новых социальных смыслов и нового общего государства.