Даешь оружие?

Начавшаяся вновь дискуссия о легализации оружия ставит перед нами ряд вопросов.

В стране, где идет война и где оружие распространяется со скоростью звука, где нет доверия ни к милиции, ни к судам, не стоит ли перестать прятать в голову в песок и провозгласить наконец, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих»? Возможно. Но, перед этим стоит разобраться в сути явления и взвесить все последствия.

Если рассмотреть банальную, несмотря на трагизм ситуацию, когда добропорядочный гражданин встречается с преступником в темной подворотне с точки зрения психоанализа, то перед нами типичное проявление «воли к власти».

Воля к власти, как философская величина, была выделена Ницше. Он считал, что в природе человека стремиться к насаждению своей воли окружающему миру, поэтому это качество невозможно рассматривать с точки зрения плохого, или хорошего. Ведь никому не приходит в голову рассуждать хорошо это, или плохо, что у человека два глаза или что он – существо млекопитающее.

А и правда. Целью эволюционного процесса является выживание вида путем адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Кто-то отращивает клыки, кто-то обрастает шерстью, а кто-то обретает способность сбрасывать кожу и отсекать хвосты при каждом удобном случае. Человек же выживает, продуцируя идеи и меняя мир, окружающую среду, под себя. Человек проявляет волю к власти над реальностью – тем и спасается.

Впоследствии тезис Ницше подхватили психоаналитики и отнесли волю к власти к таким базисным константам личности, как либидо – тяга к созиданию и танатос – тяга к разрушению. Австрийский психолог Альфред Адлер говорил, что «Воля к власти — это стремление от чувства неполноценности к богоподобному превосходству».

Таким образом, ситуацию где дано: подворотня, обыватель, грабитель и пистолет, можно рассмотреть, как психологическое проявление «воли к власти» у человека нежелающего, или неспособного обеспечить свои потребности в богатстве социально приемлемыми способамм и подкрепляющего свое жалкое требование: «Отдай мне свой кошелек», весомым аргументом из пороха и стали.

Казалось бы, так вот же он ответ! Если каждый маргинал, испытывая чувство неполноценности и имея доступ к оружию может проявлять «волю к власти» и претендовать на добропорядочный кошелек, то наличие оружия с другой стороны – уровняет ситуацию. «Плюс и Минус дает ноль»! Арифметика! Наука!

Но, нет. Воля к власти – это энергия и рассматривать ее целесообразней, применяя законы физики, где ноль и плюс равно заряд тока.

На стороне честно приобретенной собственности и права гражданина на защиту себя силой оружия в цивилизованном обществе стоит суд, правоохранительные органы – то есть, институты, обладающие властью и пользующиеся доверием. Невозможно просто так применить оружие против подонка, не использовав предварительно другие способы защиты. В обществе, где государство способно защитить гражданина силой закона и права, где система работает на благо добропорядочного обывателя – пистолет только вспомогательная страховка, а не единственное средство защиты.

Воля к власти, то есть стремление к переустройству угрожающей среды, проявляется в любом случае. Как у добропорядочного гражданина, так и у преступника. Только гражданская воля переустраивает мир для блага всех, а преступная – ставит себя и свое понимание справедливости выше окружающих.

Обретение оружия, пусть даже легального, в мире, который по-прежнему остается опасным, подобно отращиванию когтей и клыком. Это животный способ эволюционировать. Общества, которые пошли этим путем создали для себя Дикий Запад – пространство диктата силы, а не закона. Так, наличие у каждого подростка автомата не сделало Сомали безопасным для законопослушного человека. Потому что в Сомали нет закона, нет государства и оружие там защищает не природное право на жизнь, а волю на власть во что бы то ни стало.

Мы не Сомали, и не Дикий Запад, хотя у нас уже появился свой Дикий Восток. Пришло время задуматься, как переустроить нашу окружающую среду так, чтобы она стала достойной человека. Чтобы государство защищало гражданина, чтобы суды восстанавливали попранные права, чтобы система работала во благо тех, кто готов ограничить свою волю к власти социально приемлемыми нормами.

А оружие? Почему бы и нет. В мире, где люди руководствуются природой человека, а не законами джунглей, дополнительная страховка, только добавляет им уверенности в правильности выбранного жизненного пути добропорядочного гражданина.