А еще украинцы умеют быстро дискредитировать то, чего добились. Святое для страны и общества слово Майдан в последние месяцы ассоциируется с двумя специфичными группами людей - "финансовым майданом" и "майданом кредитным"
Первый уже давненько живет у дверей НБУ, не совсем понятно, чего хочет и напоминает летний лагерь хиппи без цели и идей. Не ново и привычно, сливается с ландшафтом и не попадает в новостные ленты.
Второй - полная противоположность. Группы активистов, периодически собирающихся под стенами Верховной Рады все больше и больше радикализуется и становится похожей на печально известных титушек. У них есть цель - они жаждут пересчета взятых годы назад валютных кредитов по выгодному только им курсу, средства - металлические бочки и горящие шины и идея - исключительная личная выгода в ущерб обществу и государству.
Сама идея пересчета валютных кредитов по курсу 5.05 вызывает вопрос - какого объема должен был быть кредит, если люди не смогли выплатить его более, чем за 10 лет при том, что проценты по валютным кредитам всегда были намного выгоднее? Миллион? Два? Такого, чтобы хватило на парочку Межигорьев и личный вертолет?
Казалось бы, абсурдность требований настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах. Элементарная логика подсказывает обывателю, что в случае принятия закона 1558-1, банки, поставленные перед фактом необходимости пересчета валютных кредитов по курсу 2005 года будут вынуждены списывать колоссальные объемы денег в мусорный бак, государство - покрывать убытки банкам, печатный станок НБУ - включаться на полную мощность, а национальная валюта - улетать в крутое пике. Это в лучшем случае.
В худшем - это грозит полным крахом очень хрупкой банковской системы Украины, закрытием программы кредитования МВФ, безусловным дефолтом и полным банкротством страны. Хаосом и анархией во всех самых ярких смыслах этих слов.
Во имя чего страна должна принести такие жертвы?
Неужели из-за людей, которые были столь безответственны, что сознательно пошли на риск, взяв валютный заем? Из-за того, что сладкое слово "халява" настолько прочно вошло в обиход, что кредитомайданщики свято уверены в том, что их квартиру, машину, туристическую путевку или брендовую сумку должны оплачивать все, кто халявы себе позволить не может? Может, потому что у некоторых хватает совести требовать, а остальные предпочитают зарабатывать собственным трудом?
На самом деле, нет. Численность кредитного майдана не так уж велика и их влияние на общество вообще и страну в целом было бы совершенно незаметно, если бы в игру не включилась одна из сильнейших забав украинского истеблишмента. Его Величество Популизм Верховной Рады.
Я помню, какие надежды и чаяния были связаны с нынешним депутатским созывом. Их нарекли самыми прогрессивными, молодыми, новаторскими и реформаторскими. Надеждой и элитой Украины.
Дым сладких обещаний развеялся. Реформы и инновации отступили на дальний план. На сцену вышли новые обещания и непримиримая борьба за электорат.
Депутаты совершенно спокойно относятся к важнейшим законам, не обращая внимания на мелочи, вроде обязательного посещения пленарных заседаний и комитетов. Прохладны к новаторским предложениям и инициативам, направленным на улучшения имиджа Украины в глазах международных партнеров. Именно поэтому пробуксовывает принятие Пенсионной Реформы, периодически проваливаются важнейшие законопроекты по улучшению бизнес-климата и защиты инвесторов, невозможно уйти от скандалов по поводу коммунальных тарифов и постоянной тяги к коммунистическому пережитку прошлого - тотальной национализации частной собственности.
К сожалению, закон 1558-1 стал очередным поводом для политического популизма и игр с украинским обществом. Очевидно вредительская для страны инициатива была названа и неоднозначной и разносторонней и даже необходимой для дальнейшего рассмотрения. Никто из народных избранников не рискнул взять на себя смелость назвать вещи своими именами. Никто не рискнул взять на себя ответственность.
Простое, как все гениальное, решение оказалось очевидным - ведь можно просто проголосовать за, потому что президент все равно заветирует решение. Ему ведь не привыкать, а у народных избранников скоро очередные выборы.
Декоммунизация страны произошла в декларациях Верховной Рады и патриотичных лозунгах, но не случилась в голове и сознании ее представителей.
Сладкий дым обещаний сгущается и тесно переплетается с черными клубам и дыма от горящих шин. Бесконечный протест против бесконечного популизма - игра, в которой не может быть победителей.