Олег Табаков – всеукраинская овация
Сегодня Олег Павлович волей судьбы опять стал Меншутиным. И каждый ваш плевок, каждый гнилой помидор в его адрес для него не оскорбление
Был такой советский минисериал, — «Петля». Олег Табаков играл в нем Станислава Христофоровича Меншутина, — начальника главка, коррупционера, которому удалось обмазать грязью даже свою кристально честную (до такой степени, что не только героям фильма, но даже зрителю хотелось то ли ее пожалеть, то ли поместить в больницу) секретаршу Веру Топилину в исполнении Марины Яковлевой. В общем, все детективное дело там закрутилось вокруг того, как в строительном котловане нашли тело этой самой секретарши. В общем, мерзавец там вышел из Табакова первостатейный, — не лучший его фильм, но в карьере большинства других актеров это была бы вершина.
Как-то, уже через много лет после премьеры фильма и немало лет после развала СССР Олега Павловича спросили, какая реакция зрителя за всю его карьеру доставила ему больше всего удовольствия. Так вот, оказалось, что был у него в годы перед съемкой того фильма приятель, — начальник главка. Такой себе Меншутин, хотя вроде бы и без очевидного криминала и даже без шлейфа покончивших собой секретарш. После показа фильма по телевидению они встретились на каком-то приеме, Табаков протянул было ему по привычке руку, а в ответ начальник главка произнес фразу: Знаешь, наверное нам не надо теперь здороваться. Мало ли… — А, правда красиво! Игра актера заставила сработать профессиональный защитный рефлекс бюрократа, дистанцироваться от попавшего под колпак коллеги. — Вот это и есть высшее признание публики. Ради такого и приятеля потерять не жалко.
А теперь от сериала 80-х к нашему ХХІ веку. Сегодня Олег Павлович не просто актер. Он директор театра. Причем, не одного. Как и мой обожаемый Калягин, к примеру. Театров, которые не смогли бы выжить без денежной подпитки извне. Так уж повелось, что в России чем дальше, тем меньше денег, которые так или иначе не связаны с криминальным кланом, лидер которого засел в Кремле. Даже если это толстые негосударственные корпорации, никто уже не рискнет дать денег кому-нибудь из черного списка Кремля. Актер его уровня и ума еще мог бы позволить себе красивую позицию. Но директор театров… Человек Дела вынужден приспосабливаться к системе. И тут ему помогает актерский талант, — сперва он играет, а потом уже так вживается в эту роль, что и сам не может отличить, где игра, а где жизнь. Сегодня Олег Павлович волей судьбы опять стал Меншутиным. И каждый ваш плевок, каждый гнилой помидор в его адрес для него не оскорбление, а высшее признание его гения придворного актера. В нынешней ситуации лучшей реакцией с нашей стороны была бы даже не тишина. Нам давно уже стоило просто молча выйти из зала.
Андрій Плахонін, історік
- Актуальне
- Важливе