Вячеслав Почеп: "Убежден, что функционально и кадрово многое на ЧАЭС должно поменяться"
9 июля премьер-министр Украины Арсений Яценюк посетил Чернобыльскую АЭС где сделал заявление о ликвидации Государственного агентства по управлению зоной отчуждения (ГАЗО) и реформировании системы управления Чернобыльской зоной (ЧЗ).
Генеральный директор ГСП ЧАЭС Игорь Грамоткин является одним из инициаторов переформатирования системы управления и производственных отношений в ЧЗ.
Именно это и послужило темой моего разговора с Вячеславом Почепом.
Вячеслав по образованию строитель. В 1987 году добровольно приехал на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы и прошел на ЧАЭС путь от инженера 2 категории до начальника управления капитального строительства (УКС). В 2009 году он вынужденно сократился и ушел на пенсию.
Депутат Славутичского городского совета трех созывов. О проблемах города, Чернобыльской АЭС и ЧЗ знает не понаслышке, потому разговор получился интересным и содержательным.
- Вячеслав, за время своей работы на ЧАЭС у ее "руля" стояли разные директора, с кем из них тебе было интереснее работать?
- Александр Евгеньевич Смышляев, классный мужик. Он заставил всю станцию шевелиться, это просто "бомба" была. Мне нравилось с ним работать. Жаль, что он продержался недолго, чуть больше года и вместо него нам привели Игоря Ивановича Грамоткина. Первое время мы часто общались. Обнаружились общие интересы, увлечение спортом.
- То есть ты познакомился с Грамоткиным в 2005 году, когда его назначили?
- Нет, познакомились мы раньше. Первое знакомство было в конце 90-х, в эпоху взаимозачетов и бартера. Я тогда занимался городом, и нужно было приобрести стеклопакеты для одного из новых домов. Тут и появился Игорь Иванович, который предложил сделку, по вполне разумным ценам. То есть, в ту пору он был в системе взаимозачетов и как потом оказался в кресле генерального директора - просто уму непостижимо. Видимо, кому-то это было надо.
Как я уже говорил, поначалу мы нормально общались и не только по работе. Но потом возникло непонимание на почве каких-то 30% откатов на контрактах, которые заключал УКС. Он мне так и сказал, мол, слышал, вы там 30% с каждого контракта получаете? А я честно не понимал о чем речь.
Закончилось тем, что он решил УКС разогнать, поставив во главе новой строительной службы других людей, и я почти два года оставался за штатом. Потом мы с ним все же договорились о моем сокращении и с 2010 года я на пенсии.
Он даже предлагал мне возглавить свою строительную фирму, но потом передумал, видимо.
- 11 августа исполнилось 10 лет, как Игорь Иванович Грамоткин - генеральный директор ГСП ЧАЭС. Как бы смог охарактеризовать его работу на этом посту? По крайней мере, сам он очень гордится достигнутыми успехами.
- За прошедшие 10 лет Игорь Иванович "успешно" не закончил ни один крупный международный проект. Далеко за примерами ходить не надо. Завод по переработке жидких радиоактивных отходов, промышленный комплекс по переработке твердых радиоактивных отходов. Они как бы сданы в эксплуатацию, но не работают. Сроки ввода в эту самую эксплуатацию исчисляются годами, и не думаю, что они заработают. Проект новой вентиляционной трубы по сравнению с ними "семечки", но и тут срок ввода в эксплуатацию и получении лицензии на работу превышен в два раза. Стоимость всех (!) проектов выросла в разы. Это касается и хранилища отработавшего ядерного топлива - 2, и нового безопасного конфаймента (НБК), чья цена выросла более, чем в три раза.
То есть если, что и считать успехом в работе Игоря Ивановича, так это обоснование повышения стоимости проектов. Это он делает безупречно!
Так же успехом его менеджерской работы и умением договариваться, можно считать появление в контракте на строительство НБК пункта, что в случае смены руководства ГСП ЧАЭС, то есть себя любимого, Украина должна будет заплатить многомиллионный штраф в евро! Вот это настоящий успех.
Ему есть чем гордиться: он создал такую систему управления на ГСП ЧАЭС, где все замыкается на нем. Я бы сказал, что самым удачным, реализованным проектом и до сих успешно работающим можно считать проект под названием "Игорь Иванович Грамоткин".
В созданной им системе главное не практическая реализация проектов, которые бы успешно работали после сдачи в эксплуатацию, а грамотное управление финансовыми потоками. Все финансовые потоки очень толково распределяются и осваиваются.
Надо отдать ему должное: он не жадный и умеет делиться. Подстраивается под любую политическую силу, которая приходит к власти. Думаю именно поэтому ему и удалось реализовать проект имени себя.
- Трудно с тобой не согласиться, но давай поговорим о реорганизации Чернобыльской зоны. Об этом сейчас много говорят. Что ты об этом думаешь?
- Насколько я знаю, существует два основных подхода к реорганизации управления Чернобыльской зоной. Один из них - это ликвидация существующего Государственного агентства по управлению зоной отчуждения (ГАЗО) и создание на его месте Государственного концерна по обращению с радиоактивными материалами, объединяющего все предприятия ЧЗО. Второй подход - ограничится реорганизацией ГАЗО и, как вариант, переподчинить его напрямую Кабинету министров Украины, то есть, забрать из министерства экологии, где ГАЗО не понятно, что делает.
Какой вариант будет принят пока не ясно, но оба не решаются на раз, два. В любом случае, надо будет ожидать принятия новых законов и внесения изменений в ряд действующих, касающихся проблематики последствий Чернобыльской катастрофы. Кроме того есть проблема охраны государственной границы с республикой Беларусь, прилегающей к десяти-километровой зоне. Нельзя забывать и о социальных проблемах города Славутич и Иванковского района Киевской области.
Без решения этих и ряда других проблем, быстрое реальное реформирование управления ГАЗО и ЧАЭС, на мой взгляд, невозможно. Но кое-что можно сделать уже сейчас.
Заняться унификацией деятельности работы предприятий ГАЗО и ГСП ЧАЭС, которые сегодня имеют дублирующие функции. Взяться за создание новой системы закупок товаров и услуг за бюджетные средства с переходом на электронные торги. Оптимизировать численность работающих в ЧЗО и максимально снизить расходы государственного бюджета. Есть предложение ликвидировать вахтовый метод работы в зоне. Тут надо считать и, как вариант постепенно отказываться от него.
Мое личное мнение, что вопросы реформирования зоны отчуждения необходимо решать комплексно, а не пытаться «махать шашкой» и «перетягивать одеяло» на себя. Я имею в виду Игоря Грамоткина, который именно себя видит во главе новой системы управления ЧЗО. О чем неоднократно заявлял публично, в частности на расширенном заседании профактива ЧАЭС 14 июля.
Убежден, что функционально и кадрово многое на ЧАЭС должно поменяться.
- То есть в этом году никакой реорганизации не будет? А то ведь 9 июля во время визита на ЧАЭС правительственной делегации премьер-министр Арсений Яценюк заявил о ликвидации ГАЗО и создании новой государственной структуры на его месте.
- Не знаю, что ему там "напели" и почему он сделал такое заявление. Но это скорее была декларация о намерениях и его нельзя воспринимать так, что все завтра ликвидируем, послезавтра создаем. Это тяжелая и длительная работа.
Сейчас идет битва за концепцию реорганизации. Если победит подход Игоря Ивановича, то его проект имени себя расширится до размеров ЧЗО. Сильно сомневаюсь, что это было бы правильно.
Думаю, что до осенних выборов в местные советы вряд ли будет принято какое-то решение, но до Нового года надо определяться, с тем, чтобы будущий год посвятить созданию юридически правовой базы для организации новой системы управления ЧЗО с тем, чтобы в 2017 году она уже заработала.
Слышал, что сейчас при вице-премьер-министре Валерии Вощевском создана рабочая группа, которая будет готовить предложения по реорганизации системы управления ЧЗО. Будет несколько подгрупп по разным направлениям деятельности, с тем, чтобы охватить весь спектр проблем и выйти на согласованное и взвешенное решение, которое будет предложено для принятия Кабинетом министров Украины.
Очень надеюсь, что до конца года это произойдет.
- С вопросом реорганизации системы управления ЧЗО более-менее понятно. Вернемся к десятилетию работы генеральным директором ГСП ЧАЭС Игоря Ивановича Грамоткина. Хотел бы что-то пожелать ему или спросить?
- 10 лет работы на посту генерального директора ГСП ЧАЭС по всем канонам научного менеджмента - это много. И добился за это время Игорь Иванович многого, разными путями. Насколько честными - не мне судить. Но прежде чем претендовать на новый руководящий пост, думаю, ему не помешало бы честно ответить на некоторые вопросы, которые волнуют работников Чернобыльской АЭС и жителей Славутича.
Например.
Кто конкретно виноват в обрушении кровли машзала объекта «Укрытие» в феврале 2013 года и, как он наказан?
Были ли случая переоблучения среди персонала подрядных организаций при демонтаже в конце 2013 года старой вентиляционной трубы третьего и четвертого блоков ЧАЭС?
Как так получается, что нередко тендеры на поставку уникального оборудования стоимостью миллионы гривен, выигрывают фирмы, зарегистрированные в Славутиче незадолго до проведения тендера, с уставным фондом тысяча гривен и одним директором в штате?
Почему руководство ЧАЭС настойчиво лоббирует передачу работ по демонтажу, фрагментации и дезактивации оборудования ЧАЭС частным компаниям вместо того, чтобы создать новые рабочие места и заработать существенные деньги от реализации металла для государственного предприятия?
Почему на протяжении многих лет тендера на производство строительных работ выигрывают только четыре строительных компании? Почему именно эти компании являются «спонсорами» строительства церкви в Славутиче? Почему одна из этих компаний строила гостиницу «Славутич» стоимостью более 1 миллиона долларов, и не Игорь ли Иванович Грамоткин является реальным ее владельцем?
Таких вопросов на самом деле много. Только думаю, что даже на часть из них мы ответы никогда не услышим. Игорь Иванович за последние десять лет работы научился "красиво" говорить и при этом выдавать минимум полезной информации. Это кстати тоже одно из его "достижений".
- Остается надеяться, что Игорь Грамоткин ознакомится или его ознакомят с поставленными тобой вопросами и найдет возможность на них ответить. Спасибо за откровенный разговор.
Олександр Купний, спеціаліст по об'єкту "Укриття", фото-журналіст
- Актуальне
- Важливе