Чи захистить ПРО Україну від ядерної атаки Росії?
Олександр Турчинов заявив про можливість розміщення в Україні об’єктів, які можуть захистити українців від ядерної зброї
Украина может разместить объекты ПРО, чтобы защититься от ядерного оружия России. О такой возможности "прикрытия" от кремлевских атак 20 мая заявил секретарь СНБО Александр Турчинов.
Секретарь украинского Совбеза рассказал о беспрецедентной милитаризации Крыма. Он настаивает, что руководство РФ поставило задачу развернуть на полуострове полк бомбардировщиков Ту-22М3, оборудованных для несения ракет с ядерными боевыми частями; три дивизиона оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) "Искандер-К" и "Искандер-М", в том числе укомплектованных ракетами с ядерными боеголовками.
Кроме того, Россия на оккупированной территории планирует завершить создание мощной базы подводного флота - с ракетами, имеющих также ядерные боеголовки с возможностью поражения наземных целей на расстоянии 1,5-2 тыс. Км. В указанный чиновник добавил, что Россия уже перебросила в Крым 10 единиц оперативно-тактических ракетных комплексов "Искандер-М" и активно ремонтирует аэродромы в Крыму для приема упомянутых бомбардировщиков. Также Россия уже развернула в Крыму системы ПВО и ПРО "С-400" и "Панцирь-С1М", и береговые ракетные комплексы "Бал" и К300П "Бастион". "Бастион" может быть оснащен ядерной боеголовкой, способной поражать цели на расстоянии до 600 км, сообщил Александр Турчинов.
Что происходит, и как можно оценить шаг секретаря Совбеза?
Несомненно, идея достойна внимания. Она направлена на втягивание США в процесс организации противостояния с Кремлем, а в конечном итоге, и уничтожение Путина (по крайней мере, как политического лидера ядерной державы). Для Киева важно изменение позиции Вашингтона, трансформация роли от партнера к союзнику.
Есть в идеи и резонные основания. Начиная с того, что Украина является законной правопреемницей Договора от 1972 года. Так, еще в 2002 году украинская государство вело с Соединенными Штатами переговоры о возможном участии в создании НПРО: тогда в Вашингтоне об украинских возможности убедительно рассказывал глава Госкомиссии по вопросам ОПК Украины Владимир Горбулин. В частности, о возможностях производства в Украине ракет-мишеней и использование украинской инфраструктуры.
В 2003-2004 годах днепропетровские КБ "Южное" и ПО "Южмаш" вместе с харьковским "Хартроном" успешно выполнили заказ американских Lockheed Martin Missile (генеральный подрядчик в НПРО США), Boeing и Northrop Grumann. В 2006 году в Украине даже побывал заместитель руководителя Агентства противоракетной обороны военного ведомства США Марвин Макнамара. Тема снова развилась, появились контракты, с которыми успешно справился "Укроборонсервис".
Говорят, что участники двустороннего семинара в 2007 году в евпаторийском Национальном центре управления и испытания космических средств даже обсуждали возможности контракта на разработку технических данных противоракет для перехвата российских ракетных комплексов типа "Тополь-М". Но с приходом к власти Барака Обамы нить сотрудничества неожиданно оборвалась. Бывший посол США в Украине, а сейчас ключевой американский эксперт в области безопасности Стивен Пайфер тогда объяснял такую позицию Белого дома поиском компромиссов с Кремлем, а также размытостью самой украинской позиции. Даже несмотря на очень реальные предложения по установлению на украинском крейсере противоракетной платформы с размещением ее в Черном море, именно на потенциальной траектории полета иранских ракет.
Но в этом контексте следует вспомнить, что с конца 2013 года Румыния вслед за Польшей начала реализовывать знаковые мероприятия в сфере национальной безопасности - размещать на своей территории военные объекты иностранного государства Соединенные Штаты тогда начали передислокацию своего Центра транзитных перевозок с киргизского аэропорта "Манас "на военно-воздушную базу в румынский город Констанца.
Кроме того, тогда Вашингтон провозгласил, что в румынском Девеселу в рамках реализации второго этапа создания национальной ПРО на европейском театре военных действий (ТВД) вскоре появится батарея наземного базирования с американскими ракетами-перехватчиками. Напомним, что Польша заметно окрепла в военном плане, когда дала согласие на размещение американских ракетных комплексов Patriot на своей территории. И именно так следует оценивать перспективы развертывания батареи наземного базирования с американскими перехватчиками SM-3 IB в Румынии.
Если бы Украина получила такое оружие, она была бы вполне "прикрыта" от агрессии России - на прямую военную конфронтацию с НАТО Путин не способен. Хотя и угрожает ядерным оружием. Но Польша и Румыния - страны НАТО. В отличие от Украины. Учитывая нынешнюю позицию администрации Обамы и уровень милитаризации Крыма (а вышеперечисленное оружие направлено на самом деле не на Украину, а на НАТО, с целью предотвращения возвращения назад полуострова), США не пойдут на такой уровень конфронтации с Россией. Тем более, что Украина находится в состоянии войны.
Вместе с тем следует отметить, что заявление Турчинова - не пустой звук. Это - полное открытие карт, полная готовность к борьбе с агрессором. Для Вашингтона важно осознать, что Украина является активом, а не пассивом, и в этом контексте нынешнее заявление - шаг активного союзника. Хотя пока еще лишь потенциального. Кроме того, Обама не всегда будет президентом. А вот Россия будет врагом, пока там хозяином Кремля оставаться Путин. Итак, в условиях смены власти в США и применение дипломатического искусства реализация "хода конем" возможна.
Конечно, если для защиты от России Украина действительно будет восстанавливать свои вооруженные силы и ОПК. Потому пассив Вашингтон вряд ли нужен.
Валентин Бадрак, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения
- Актуальне
- Важливе