Если сказать человеку, который родился в советское время, что он принимал участие в сатанинских ритуалах, то он по-видимому очень удивится. Но любители символик и метафор знают, что именно пентаграмма — красная кремлевская звезда — является признаком Сатаны. Именно культ Прометея, которого боги сбросили с Олимпа, откликается параллельным библейским сюжетом с отлучением люцифера. Вообще, ни советская власть, которая отказалась от религии, ни нацистская Германия, которая тоже исповедовала атеизм, в действительности не отходила от принципов технологий, которые применялись в верованиях испокон веков. Более того, тоталитарные режимы активно использовали эти технологии фактически превратив свои идеологии в доминирующие религии с массой внушений и культов. Любой психолог скажет, что потребность в ритуале сидит в каждом из нас. Именно поэтому так важно для власти создавать идолов, маячки, которые бы фокусировали внимание как зеркальце гипнотизера. Именно поэтому массовые собрания с заклинаниями, лозунгами и короткими речевками — это не просто формальность. Здесь скрыт глубинный смысл по зомбированию людей.
• Пять лет назад в Луганске на горисполкоме появился красный стяг. Тогда немногие придали этому факту особое значение. Многим даже казалось это нормальным, ведь подано это было как почтение подвигов победной Красной армии под 9 мая. О том, что красный стяг в руках ветеранов на параде и красная тряпка на властном здании — это совсем разные вещи, старадись не вспоминать. Коммунисты тогда радовались, но обижались тому, что Партия регионов пыталась так сказать через их символы заигрывать с их электоратом, тем самым привлекая потенциальных избирателей на свою сторону. Через пять лет на центральной площади Луганска памятник Ленину был уже укутан в российский триколор. Местные коммунисты не обижались. Их вовсе не задевало то, что их идол стоит с флагом государства, с которым он боролся. Не хватало двуглавого орла. Понятно, что коммунистов давно не интересовала их же идеология. Их радовал сам факт того, что область Украины постепенно перекрашивается в губернию соседней страны. И именно на этом фронте они работали активнее всего. Поэтому там, где в Украине запахло красным, там следует ожидать появления пророссийских провокаций. К чему приводят последние, мы все больно почувствовали в этом году.
ХАРЬКОВ, 28 СЕНТЯБРЯ 2014 ГОДА / ФОТО РЕЙТЕР
• К Ленинам мы привыкли как к мухам в сельском туалете. Они казались нам даже чем-то органическим, потому что подсознательно отождествлялись с той грязью, с той руиной в которой мы живем. «Не до Ленинов», — говорили одни. «Да пусть стоят», — говорили другие. И усеянная многотысячным количеством Ленинов, установленных квадратно-гнездовым способом по селам, местечкам и областным центрам, Украина продолжала жить в ауре прошлого. Государство так и не смогло претворить в жизнь антитоталитарную программу. Мы вроде бы боялись отказаться от этих каменных глыб, чтобы не оставить в себе пугающую пустоту. Так как за все время независимости Украины так и не была рождена общая объединительная национальная идея. Украинцы эту идею вполне естественно лелеяли в себе, внешне натыкаясь на примитивные лозунги очередных политических «проектов». Власть больше использовала водоразделы в обществе, чем пыталась отработать принципы его единения. Каждые выборы у нас проходили по принципу — разделяй и властвуй. И если в России проекты, которые были созданы еще во времена падения советского режима для каждого электорального сегмента, питались общим вектором «великороссийскости», то в мирной Украине такого единого вектора не было. Мы не стремились мыть ноги в Индийском океане, мы не кричали с рюмкой водки о том, как будем бомбить Вашингтон. Мы просто хотели жить — кто в прошлом, а кто в будущем. И именно это является нашей бедой — пока мы разрывались между эпохами, нас разорвали на куски территориально. Трещины в сознании превратились в глубокие щели в народе. И так как процесс передвижения тектонических плит в обществе еще не окончился, то можно ожидать последующих провокаций. Даже само падение Ленинов будет использоваться всеми силами. Падающий с постамента Ленин выгоден всем. С одной стороны это успокаивает патриотически настроенных украинцев, мол, хоть и война, хоть и беда, но как красиво Ильич слетел! С другой — такие случаи дают возможность попиариться как коммунистам, так и другим пророссийским силам. Одиозный городской голова Харькова уже начал обещать восстановление памятника, который сбросили 28 сентября. Коммунист Симоненко, который недавно сладко заговорил о необходимости экономической независимости Украины, — опытные замполиты всегда умели чувствовать настроения! — опять получил возможность выступить. «Мы свято верим в восстановление памятника Ленину», — сказал он. Слово «свято» вызвало у многих ироническую улыбку. Все довольны. Ленины падают, а коммунисты идут в Раду. И этого факта на фоне разыгранных представлений с валянием «регионалов» в баках для мусора и свержением Ленинов, не заметить нельзя. Более того — на нем нужно акцентировать внимание. Нас опять хотят «развести» подарив сладкую конфетку в то время как общество явно дает запрос на кардинальные изменения, а не только зрелища.
Однако не будем забывать, что ключевые события на Майдане начались именно после таких спектаклей с памятником Ленину. Кто-то заигрался и вместо того, чтобы дать людям спустить пар, раскрутил маховик необратимых процессов еще сильнее.
• Власть пока что не созрела к цивилизованному отказу от прошлого. Пока что мы продолжаем играть в историю, в то время как история с нами вовсе не шутит. Украинцы нуждаются в изменениях. Они уже нагуляли аппетит на решительные преобразования и готовы сами избавиться от смрада старых систем и принципов бытия. И существует много шансов, что они вынесут на мусорник вместе с Лениным еще и тех, кто продолжает пытаться ими манипулировать.
ГОЛОС ИЗ «ФЕЙСБУКА»
Valeriy MILOSERDOV, фотограф:
— Сегодня снесли памятник Ленину в Харькове, крупнейшем городе востока Украины.
Ровно 24 года назад именно в это время, будучи в командировке в Киеве, я узнал, что во Львове начали сносить памятник Ленину. На следующий день был там. Само снесение уже не застал. Удалось поснимать лишь разрушение постамента, сделанного из надгробных плит с еврейского кладбища. Сам монумент вождю застал уже на каком-то складе (на фото).
Смотрел я сегодня стрим из Харькова и думал: почти четверть века понадобилось стране, чтобы завершить первый, чисто символический этап десоветизации. Почти четверть века разделяет моменты демонтажа этого памятника в крупнейших городах запада и востока Украины. В сущности, мы живем еще в немного модернизированной, но УССР. С госаппаратом, который остался нам в наследство и который не изменился, силовыми структурами, медициной и системой образования.
Так что строительство новой страны только сейчас, похоже, и начинается.
ДЕНЬ