Чому патріарх Кирил самоусунувся від анексії Криму
Зусиллями Кремля московський патріарх опинився перед вибором між поганим і ще гіршим
Пришла весна, настанет лето, спасибо Путину за это.
Конечно же, президента РФ нужно благодарить не только за влияние на смену времен года. Куда большей благодарности Путин В.В. заслуживает и за цементирование украинской нации, и за создание настоящей украинской армии, и за начало борьбы с коррупцией, и за ускоренное вхождение Украины в европейские структуры…
Но одно из самых больших спасибо Путин В.В. должен быть удостоен за то, что заигравшись в Гитлера-2014, он подкосил одну из трех ножек табуретки, на которой громоздится нынешняя российская идеологема. Т.е. православие, самодержавие, народность. И если с самодержавием и народностью проблем у Путина В.В. пока как бы нет, то с православием, а точнее, с проектом «Русский мир» полный швах.
Нельзя сказать, что и до начала крымского аншлюса на украинском клерикальном фронте все было безоблачно. РПЦ, как главный проводник проекта, постоянно пребывала в зоне высокой турбулентности. Но после того, как Кремль взял курс на открытую агрессию по отношению к Украине, настроив против себя все мировое сообщество, лайнер «Русский мир» вошел в крутое пике.
Достаточно напомнить, что на кремлевском «мероприятии» в духе Stalin-style, где Путин В.В. поставил свою подпись под аннексией части украинской территории рядом с автографами представителей крымского криминалитета, отсутствовал Генеральный секретарь РПЦ товарищ Гундяев. Он же патриарх Кирилл.
И вовсе не потому, что товарищ Гундяев тайно сочувствовал Евромайдану. Отнюдь. Товарищ Гундяев по-прежнему спит и видит, как прибрать к рукам киевские православные святыни, без которых «Русский мир» видится остальному миру довольно-таки ущербным.
Просто товарищ Гундяев не может не понимать, чем чреваты игры Путина В.В. для ЗАО «Русская православная церковь». Потому что товарищ Гундяев, похоже, чуть лучше знает правила арифметики, нежели ближайшее окружение Путина В.В. во главе с ним самим. Которые, идя на украинский хапок, судя по всему, оперировали исключительно сложением и умножением. Напрочь забыв о вычитании и делении.
Хотя могли бы вспомнить, что Украина – это не только АРК и несколько областей Юго-Востока, но и порядка 13 000 приходов УПЦ (МП). Что не только составляет около 43 процентов от всего приходского арсенала РПЦ, но и делает ее самой большой православной церковью в мире. Даже при том, что УПЦ (МП) имеет автономный статус и самостоятельно решает все вопросы кадровой и административной политики.
А вот товарищ Гундяев помнит об этом постоянно. И с момента избрания Генсеком прилагал немалые (пусть и не всегда продуктивные) усилия для того, чтобы отжать днепровскую купель.
И надо сказать, на первых порах после прихода к власти Януковича это ему удавалось. Во всяком случае, его участившиеся гастроли по Украине и постоянное появление Януковича в его компании, такую иллюзию создавали.
Даже несмотря на явные проколы скажем, с паствой в Харькове, которую дорисовали с помощью фотошопа. Или скандалом со знаменитыми часами за 30 000 евро, раскрученным именно украинскими журналистами. Да и рассекания товарища Гундяева по стране в кортеже дорогих лимузинов должного благоговения, как в России, не вызывали.
А последний налет товарища Гундяева на Киев, когда он прикатил на бронепоезде в честь празднования странного праздника имени 1025-летия крещения Руси, создав массу унизительных неудобств киевлянам, так и вовсе вызвал праведное негодование православной публики.
Как, кстати, и постоянные скандалы, связанные с церковным начальством УПЦ (МП). В частности, с секретарем Киевского обкома РПЦ, директором Киево-Печерской Лавры и по совместительству депутатом Киевсовета от Партии регионов товарищем Лебедем. Он же владыка Павел. Чья тяга к роскоши и престижным авто стала притчей во языцех.
Словом, на каком-то этапе Янукович, как Адам Козлевич из «Золотого теленка», из-под магии гундяевского охмурежа как бы вышел. Но, как уверяют аналитики, по совсем иным причинам. Потому что, начав большую спекулятивную игру «ЕС-ТС», т.е. геополитический шантаж Брюсселя и Москвы, ощутил себя самостоятельным игроком. Где намеки на поддержку создания единой поместной церкви играли не последнюю роль.
Правда, здесь нельзя не учитывать и тот факт, что на ослабление влияния главного офиса ЦК РПЦ в немалой степени могло повлиять и усиление проукраинских настроений в рядах руководства УПЦ (МП). Что в какой-то степени, пусть и с запозданием на двадцать лет, напоминало распад Советского Союза. Когда региональные элиты поняли, что в своих вотчинах можно править без оглядки на Кремль.
И центральный офис РПЦ заявления некоторых иерархов о том, что Украине нужна единая церковь, не волновать не могли.
С началом же Майдана РПЦ и вовсе попала в крайне сложное положение. Потому что одно дело заявлять из Москвы, что Майдан – это подобие орды, навалившейся на православный мир. А совсем иное получать донесения о набате Михайловского собора во время штурма Майдана, о совместных молебнах представителей всех конфессий на народных Вече, или о тех священниках УПЦ (КП) или УГКЦ, что часами стояли на морозе живым щитом на линии противостояния между протестантами и «Беркутом».
Не исключено, что офис товарища Гундяева получал и статистику по устойчивой тенденции к оттоку паствы. Потому что заявления уже упоминавшегося товарища Лебедя на общенациональном примиренческом круглом столе о том, что на Майдане все стоят за деньги, плюсов УПЦ (МП) явно не добавляло. Как и возросшая активность главы УПЦ (КП) Филарета, который занял откровенно промайданную позицию. Что подкреплялось его постоянным присутствием в телеэфирах или вояжем в США, где Филарет встречался с руководством Белого дома.
Словом, после бегства Януковича можно было сделать промежуточный вывод, что в Украине проект «Русский мир» made in Moscow сдулся. А попытки сыграть на чувствах верующих рассказами о том, что злые бандеровцы рушат православные святыни, наталкивались на опровержения пресс-службы УПЦ (МП).
Но последний глубокий надпил на ножке табуретки кремлевской модели триединства сделал все же лично Путин В.В. Потому что крымская афера придала и без того дурно пахнущим смыслам «русский» и «московский» совсем уж порочный характер.
Правда, в России поговаривают, что встревоженный мрачными перспективами товарищ Гундяев вроде бы, хотел встретиться с хозяином Кремля, но получил отлуп. Что, кстати, должно лишний раз напомнить руководству ЦК РПЦ о сверчках, которые должны находиться на своих местах. Ибо одно дело комсомольско-гэбэшная игра в благость всенощных, а совсем иное - генетическая память об «опиуме для народа».
А заодно и освежить память по поводу отношения к церкви, как Сталина с Гитлером, так и Пол Пота, Мао Цзе Дуна и Ким Ир Сена. Для которых церковь всегда была назойливым препятствием, мешающим окончательно предстать перед поданными в статусе живого бога.
Словом, после аннексии Крыма товарищ Гундяев должен на практике понять, что такое гемикрания, которой так мучился пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Ибо теперь перед ним стоит практически неразрешимая задача.
Фишка в том, что за 23 года независимости Украины в сознании прихожан прочно укрепилось понимание, что все церковное хозяйство Крыма: две епархии, порядка 630 приходов, 10 монастырей и Таврическая духовная семинария напрямую связано с УПЦ (МП). Что теперь, после того, как аннексированные АРК и Севастополь объявлены новыми субъектами РФ, делать с этим хозяйством РПЦ, понять непросто. Потому что, с одной стороны, как бы все единоверцы, но, с другой стороны налицо парадокс наличия анклава украинской (читай, чужой) православной церкви на российской территории. Что помимо всего прочего, чревато еще и подрывом вознесения всеобщего одобрямса кремлевскому режиму.
Понятно, что по праву оккупанта можно, конечно, объявить российским и этот сегмент бытия переводом под РПЦ. Т.е. убрать всех киевских ставленников и насадить московских. Но при этом абсолютно неясной видится реакция Киева. Где уже и так после вторжения войск РФ, митрополит Черкасский и Каневский УПЦ (МП) Софроний открыто назвал Владимира Путина бандитом, а сенаторов Совета Федерации и других российских чиновников с украинскими корнями – предателями. А митрополит Онуфрий, назначенный местоблюстителем вместо тяжело больного Владимира неоднократно обращался как к патриарху Кириллу, так и к Путину В.В. с требованием прекратить войну.
Какой силы эффект домино может вызвать аннексия РПЦ крымского церковного хозяйства, можно только догадываться. Это ведь не Артек с Черноморнефтегазом стырить… Да и истинные прихожане – это далеко не гопники Гоблина…
К тому же разворот от Москвы может сулить киевскому руководству УПЦ (МП) дополнительные бонусы в виде преференций от новой власти. Которой пока будет достаточно того, что УПЦ (МП) и УПЦ (КП) просто начнут переговорный процесс о создании единой церкви. Что станет хорошим пропагандистским бонусом для Украины на внешнем уровне. А заодно опустит еще ниже РПЦ. Которая после потери киевских святынь, должна будет в спешном порядке искать им какую-то замену.
Да и времени для ведения переговоров более чем достаточно. Всеправославный собор, который готовился более 50 лет, должен пройти в Стамбуле в 2016 году. В повестке дня пока заложено 10 вопросов. Из которых в возникшей коллизии имеют прямое отношение три:
- Процедура признания статуса церковной автокефалии.
- Процедура признания статуса церковной автономии.
- Правила взаимного канонического признания Православных Церквей.
Поговаривают, что Генсек ЦК РПЦ товарищ Гундяев рассчитывал продавить на Соборе несколько важных вопросов, имеющих отношение и к продвижению проекта «Русский мир». Однако, не исключено, что в Стамбуле помимо РПЦ уже может присутствовать и единая УПЦ. Без раздела на МП и КП.
Понятно, что товарищ Гундяев все эти риски просчитывает и сидеть сложа руки не собирается. Правда, в отличие от своего кремлевского биг-босса, его возможности маневра видятся куда более узкими. Тем более, что аннексия Крыма и мощная антипутинская волна вряд ли приведут на место главы УПЦ (МП) человека, лояльного Кремлю.
А версия, что Путин В.В. может выделить товарищу Гундяеву отдельных зеленых человечков для крестового похода на Киев с целью зачистки днепровской купели от нечестивцев, пока маловероятна.
Хотя, зная с кем мы имеем дело, расслабляться, понятно, не следует…
- Актуальне
- Важливе