Выборы без смыслов: жестокие и беспощадные
Хочу подчеркнуть сразу, что досрочные парламентские выборы не являются бессмысленными. Но ход избирательной кампании позволяет предположить, что законодательный орган Украина выбирает на год. Или чуть больше.
После выдвижения кандидатов основными политическими силами прошло уже больше двух недель, Центризбирком закрыл процедуру регистрации потенциальных одномандатников и членов партийных списков, а дискуссии между политическими силами так и не сложилось. Приметой выборов-2014 станут «партии-бройлеры», созданные на основе никому не известных ранее политических структур и освященные рейтингом раскрученного политика. У каждого своя история и набор причин — Петру Порошенко нужно создавать реформаторское (читай — пропрезидентское) большинство в новом парламенте, Арсению Яценюку и Александру Турчинову — важно проявить повадки джентльмена, оставив Юлии Тимошенко «Батькивщину», новоявленным оппозиционерам из вчерашней власти — необходимо бороться за место в парламенте. Все это правда, но качество политической дискуссии упрямо не хочет подниматься выше обсуждения персонального наполнения партийных списков.
Практика привлечения в большую политику комбатов добровольческих батальонов (обещающих совмещать депутатство с командованием и участием в военных действиях) и гражданских активистов — свидетельство политической конъюнктуры. С их помощью составители ЗАКРЫТЫХ партийных списков пытаются поднять легитимность партийных проектов, увеличив срок годности будущей Верховной Рады. При этом партийной рутинной работы опасаются практически все фавориты досрочных выборов. И правда — разве у нас в стране мало «звезд», способных стать катализатором популярности политической силы?
Жаль только, что в Европе, стремление стать неотъемлемой частью которой мы декларируем, все же больше уделяют внимания партийному строительству и конкуренции идеологий. В итоге мы получаем парламентские выборы без смыслового наполнения, в которых между собой соревнуются политические силы, ратующие за все хорошее и против всего плохого. При этом их лидеры отлично понимают, что в нынешней ситуации обойтись без непопулярных решений просто невозможно, Украине нужны реанимационные мероприятия без сантиментов. Вы о них слышали?
Отдельно хочу остановиться на «мусорной люстрации», ставшей вместе с участием камуфлированных кандидатов приметой избирательной кампании. Хорошо понимаю одобрительные возгласы тех, кто увидел (принял участие) в помещении надоевшего политика в мусорный контейнер. Однако законы политических технологий таковы, что популярное действие быстро распространяется, и подражатели не останавливаются на достигнутом. Если кто забыл, весной в Донецке и Луганске разыгрывали «кривое зеркало» в отношении событий на Майдане. Поэтому попрошу не удивляться, если завтра в мусорник с предварительным мордобоем отправят гражданского активиста, рискнувшего перейти дорогу местному царьку.
И поводы для этого, поверьте, найдутся.
Украина сегодня стоит перед угрозой превращения демократии в охлократию, и тогда утверждения, что наша страна —failed state — получат четкое и недвусмысленное подтверждение. Для западного мира государство в центре Европы, в котором дважды за девять лет прошли революции — отнюдь не очаг героизма, а «серая зона», в которой не работают отлаженные демократические процедуры. Поэтому если в ближайшее время уровень самопожертвования и готовности ставить общественные интересы выше личных тех, кто называет себя «элитой», не приблизится к тому, что демонстрируют волонтеры и военные на востоке страны, Украину ждут непростые времена. Это не фигура речи, а политический прогноз. Надеюсь, что большинству из власть имущих неинтересно присутствовать при крахе очередной попытки создать украинскую государственность, более того — стать символом неудачи. Поэтому надежда умирает последней.
- Актуальне
- Важливе