9 октября 2014 года: Марью Лауристин
Если человек не способен понять другого, если он не умеет с уважением относиться к чужому мнению и чужой жизни – обязательно доживет и до авторитарного государства, и авторитарного правителя.
Сегодня эстонский Рийикогу – первый из парламентов на постсоветском пространстве – принял закон “О совместном проживании”, уравнивающий в юридических и имущественных правах тех, кто живет в оформленном и гражданском браке. Поскольку закон не регламентирует пол партнеров, которые теперь могут оформить свои отношения, не нужно даже объяснять, какие страсти вокруг него разгорелись. И проголосовали за него с минимальным перевесом, и возле здания парламента в старом Таллине сторонники традиционной семьи встретились с теми, кто пришел поблагодарить депутатов – впрочем, именно встретились, не столкнулись, эстонские политические традиции не предполагают выяснения взглядов с помощью мордобоя.
Но речь сейчас не о самом законе, а о Марью Лауристин – знаменитом эстонском политике времен перестройки, одной из основательниц Народного фронта, народном депутате СССР.
Лауристин давно ушла из политике и вернулась в Тартуский университет. И объясняла отношение общества к закону, исходя из социологии, а не из политической конъюнктуры. «На уровне личности это связано с тем, что мы называем авторитарностью личности, так как более авторитарные, консервативные люди нетерпимо относятся к любым проявлениям нестандартного поведения… Думаю, что это связано и с постсоветским наследием, потому что в постсоветских странах все проблемы, связанные с терпимостью, высказываются гораздо резче» - сказала Лауристин в интервью Эстонскому радио.
Очень точное наблюдение! Мы любим говорить об авторитарном государстве, авторитарном правителе. Но фундамент всего – авторитарная личность. Если человек не способен понять другого, если он не умеет с уважением относиться к чужому мнению и чужой жизни – обязательно доживет и до авторитарного государства, и авторитарного правителя. И, скорее всего, умрет в бедности или сгниет в ГУЛАГе, уверенный в собственной правоте как никогда.
И я вспомнил, как в 1990 году, накануне окончательного краха Советского Союза мы с Марью Лауристин смотрели с балкона прессы в Кремле на беснующееся «агрессивно-послушное большинство» союзного депутатского съезда.
- Нам уже больше нечего здесь делать – сказала она, глядя в кричащий зал. – Эти люди не хотят никого слушать, кроме себя...
- Актуальне
- Важливе