Дебальцево. Уроки для Украины
Драматические события вокруг Дебальцево должны преподать украинскому обществу непростые, но запоминающиеся уроки, которые необходимо воспринять с неподдельным прилежанием.
Надеюсь, многим украинцам стало понятно, что ни наступление (под Мариуполем), ни отступление (из Дебальцево) не может готовиться в условиях широкого информирования общественности, обсуждения в социальных сетях и массированного давления на Генеральный штаб и другие руководящие органы. Понятие «военная тайна» не отменяется даже в самых демократических странах мира, но, к примеру, в США и Израиле объективно больше опыта ведения боевых действий. Наши военные только учатся воевать и одерживать победы. И им предстоит научиться обходиться в зоне военных действий без штатских телефонов, смартфонов и планшетов, зачастую играющих против украинских военных.
Спикерам военного ведомства и других связанных с ситуацией на Донбассе органов власти необходимо научиться говорить правду. Да, дозированную, да, не всегда и не во всем полную, но правду. Ситуация, когда полевым командирам боевиков и пропагандистским каналам России и самопровозглашенных ДНР и ЛНР внутри Украины доверяют больше, чем официальной позиции украинской армии или МВД, недопустима.
Справедливо и следующее утверждение: гражданам необходимо научиться восприятию ситуации. Война — грязное дело, и конкретно нынешняя война идет не столько за овладение территориями, сколько за контроль над умами и душами граждан страны, ставшей жертвой агрессии. Конфликт на Донбассе — далеко не первый за последние годы, в котором по разные стороны фронта люди, говорящие на одном языке, но первый, в котором столь активно и целенаправленно используется разнообразная информационно-пропагандистская составляющая. Опыление на информационном поле происходит преимущественно с востока на запад, исправление этой ситуации — одна из ключевых задач власти.
Пока в Украине не введено военное положение, цензура невозможна. Но внятная информационная политика нашего государства, способная пусть не привести в чувство одурманенных пропагандой граждан России, но оказывать успокаивающее влияние на украинцев и формировать благоприятное для Украины отношение на Западе, жизненно необходима. Здесь и сейчас, и не за счет сотен миллионов долларов, которых нет в казне, а за счет эффективных действий и диалога с заинтересованными лицами.
Схватка за Дебальцево во многом стала квинтэссенцией гибридной войны, которую Россия ведет против Украины. Срабатывает обкатанный еще под Иловайском сценарий: после поражения украинских сил через телевидение, Интернет, социальные сети умело нагнетается паника, при этом общество подталкивается к простому, но эффективному сценарию под названием «Майдан-3». Но на этот раз росТВ не получило необходимой картинки с пылу, с жару, а для продуцирования фальшивок необходимо время. Поэтому и «энтузиастам нового Майдана» раскачать ситуацию не удалось.
Ситуация вокруг Дебальцево должна напомнить многим украинцам, что война — не только боевые действия, но и дипломатические схватки. Бои за ключевой железнодорожный узел показали всему миру истинную цену слова Владимира Путина и степень его непосредственного влияния на боевиков. Российский президент в полной мере не только проявил себя хозяином слова (сам дал — сам забрал), но и доказал, что использует сепаратистов цинично и расчетливо. Ангела Меркель и Франсуа Олланд, как и остающиеся в тени американские политики, досконально поняли, who is Mr. Putin.
Напоследок отмечу, что Украина является членом международного сообщества, и поэтому вынуждена выполнять даже не самые приятные для себя соглашения, в отличие от сепаратистско-террористических организаций, никем не признанных и позволяющих себе отрицать нормы международного права. Справедливо и другое: Украине предстоит расстаться с иллюзиями и рассчитывать только на себя, как и положено внеблоковому на сегодня государству. Влияние предстоит наращивать реальными победами на всех фронтах.
- Актуальне
- Важливе