Страх и ненависть в Донецке
Когда-нибудь это коснется тебя напрямую.
Безопасных мест в Донбассе уже нет, поэтому если ты надеешься пересидеть, не надейся. Здесь больше нельзя чувствовать себя в безопасности, даже если ты живешь в изоляции. Даже если ты поддерживаешь «ДНР».
Когда-нибудь они придут за кем-то из твоих друзей. Когда-нибудь они заберут машину у твоего соседа. Когда-нибудь они поселятся в доме твоих родственников из Славянска. Когда-нибудь под пули попадут твои коллеги, которые просто выполняли свою работу. И ты не будешь знать, что делать. Бежать некуда. Если кто-то и может помочь, тебе его не найти. Остается одно – надеяться, что лично с тобой ничего не случиться. Но надежда – это не то, что сейчас возможно в Донецке.
Два сотрудника компании «Вода Донбасса» работали на насосной станции, в которую попало несколько снарядов. Это был просто рабочий день. Они не воевали, не становились живым щитом, не выкрикивали никаких лозунгов. Они были смертельно ранены во время обстрела. Их просто больше нет.
Директор «Донецкой региональной службы госветконтроля на границе и транспорта» сидел в своем кабинете, когда к нему ворвались боевики. Его похитили прямо с рабочего места. Никаких требований – просто увезли в неизвестном направлении. Что дальше – не известно.
В Куйбышевский райотдел милиции обратились сотрудники местного предприятия – в него ворвались вооруженные люди и украли три иномарки, принадлежащие компании. Их ищут, но, разумеется, надежды на их возвращение мало.
Журналист местного сайта, как обычно, делал фоторепортаж в городе. Накануне боевики с автоматами охотно позировали фотографам и операторам. Журналисту не пришло в голову, что уже на следующий день правила могли резко измениться, и боевики теперь настроены позировать лишь тем, кто нижайше попросит об этом. Журналиста захватили и продержали почти сутки в подвале городской прокуратуры. Никаких требований не было. Не было и обвинений. Ему чудом удалось спастись.
Все это – лишь малый перечень событий, самая краткая выдержка из ленты новостей. На самом деле их в десятки, сотни раз больше. Кого-то останавливают на блокпостах, и оттуда они уже идут пешком, потому что автомобили забирают. Кого-то прямо из дома уводят неизвестно, куда, и родные даже толком не могут сообщить милиции, что произошло. Кого-то «мобилизуют» для работы на благо «ДНР», и хорошо, если удастся просто вырыть окоп и уйти. Но чаще одноразовой помощи недостаточно и можно остаться в плену надолго.
Все эти случаи имеют одну общую черту – нет никаких правил игры. Ты не знаешь, что надо сделать, чтобы защитить себя и свою семью. И не представляешь, чего надо НЕ делать. Ты можешь быть любым, можешь иметь любые взгляды, можешь присягать любым идеалам, но это тебя не защитит. Мэр Горловки Евгений Клеп несколько месяцев назад признал «ДНР». Но «ДНР» не признала мэра Горловки. Его захватили, посадили в подвал. Вот уже 10 дней над ним буквально издеваются, заставляя подписывать различные указы… В официальной сводке говорится, что по Клепу видно: к нему применялись методы физического и морального давления. Его пример – как говорится, «другим наука». Да, многие его называют предателем и говорят, что «так ему и надо». Но такая судьба может ждать даже тех, кто вообще далек от событий в регионе. Без надежды на освобождение.
Если тебя отпустят, тебе просто повезло. Никаких шансов договориться или объясниться нет. Никто, ни один человек не имеет сегодня влияния на тех, кто терроризирует Донбасс. Ни милиция, ни прокуратура, ни СБУ помочь не смогут. Более того, помощи не будет даже тем, у кого есть знакомые боевики: они разделились на такое количество группировок, что никогда не угадаешь, какая именно захватила твоих друзей и близких, и к какой следует апеллировать, чтобы добиться правды. Ты даже не узнаешь, на какую тему вести переговоры об освобождении. Все, что ты скажешь, может быть использовано против тебя.
И самое плохое в этом всем то, что у Донбасса нет шансов на прекращение войны против собственных граждан. Даже если антитеррористическая операция станет супер-успешной, даже если удастся выбить боевиков из всех населенных пунктов Донетчины, даже если от них раз и навсегда отвернется Россия, для самих донетчан результата не будет. Ни армия, ни правительство, ни милиция не в силах справиться с тем, что будет потом.
А потом будет новая война. Тысячи единиц оружия расползутся по окраинам городов. Десятки бывших боевиков будут снова и снова пытаться организовать террор. Они уже почувствовали, как это, - быть безнаказанными и «главными» на том лишь основании, что у них в руках есть автомат, а у запуганной, несчастной жертвы его нет. Те, кого раньше не замечали, кого раньше оскорбляли, кого унижали и обижали, сегодня на коне – у них есть оружие, этого достаточно. Каждый, кто раньше не принимал их всерьез, ответит за это. И каждый, кто говорил, что их надо выслушать, понять и принять, ответит тоже. Просто потому, что у них есть автоматы, и им нравится, когда перед ними кто-то отвечает. Эта «правда автомата» еще долго будет довлеть над Донбассом. Регионом, где до сих пор не сдано все оружие 90-х. Теперь его запасы существенно пополнились.
Угоны автомобилей, ограбления на улицах, убийства, рэкет, захваты… Все это уже есть на улицах городов Донетчины, но по-настоящему этот кошмар развернется позже. Это будет возможно лишь потому, что те, кто захватил власть над улицами, уже это попробовали, и им никто не помешал. Им разрешили. Они это поняли, и от своего не отступят.
Страх и ненависть в Донецке останутся главными эмоциями. Пока автоматы еще есть, чем заряжать.
Для ОдескіNews http://odessalife.com/ukraine/item/588-strakh-i-nenavist-v-donetske
- Актуальне
- Важливе