Коломойський збирається продати "Газпрому" 1600 заправок
Звичайно, можна нічого не продавати. Але тоді потрібно інвестувати сотні мільйонів в геологорозвідку або в модернізацію мереж. І той і інший варіанти не гарантують швидкого повернення грошей
На прошлой неделе стали известны итоги работы нефтяного сектора Украины в 2013 г. Главным выводом из потока цифр стало то что крупнейшая в Украине нефтедобывающая компания – ПАО «Укрнафта» опережающими темпами теряет объемы добычи нефти. Так, в 2013 г. (по сравнению с 2012 г.) добыча черного золота этим предприятием рухнула на 4%, тем самым снизив объемы добычи до исторического минимума - 1,8 млн т.
Если смотреть на производственные показатели «Укрнафты» глазами циника, то их можно считать проблемами одной только днепропетровской группой «Приват», контролирующей эту компанию. Но в действительности кризис «Укрнафты» может стать катализатором самой крупной сделки на розничном нефтепродуктовом рынке нашей стране, тем самым затронув всех без исключения украинцев. Этот вывод базируется на том, что «приватовцы» уже больше 10 лет используют «Укрнафту» в роли донора, который задешево продает нефть собственной добычи компаниям Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, а после переработки поступает на АЗС этих же бизнесменов. Именно благодаря дешевому сырью днепропетровцы могли демпинговать на рынке, предлагая потребителям нефтепродукты по цене 0,5-1 грн/л ниже своих конкурентов. Такая модель поведения позволяет убивать сразу двух зайцев: наращивать объемы реализации топлива, параллельно скупая работающие «в минус» мелкие чужие сети. Но сейчас это ценовое преимущество «Привата» начало таять, а вместе с ним и объемы продаж. Так, по оценкам «Консалтинговой группы А-95», в прошлом году наличные продажи АЗС «приватовцев» составили около 1,35 млн т, что на 20% меньше, чем в 2010 г., когда за наличные группа продала чуть более 1,7 млн т.
Для того чтобы хоть как-то сдержать темпы падения объемов продаж топлива в своей сети, в начале года днепропетровцы пошли на беспрецедентный для них шаг – продвижение своих нефтепродуктов с помощью рекламы в СМИ. Параллельно на стелах АЗС группы начала появляться реклама топовых продуктов «Привата», которые продаются под торговой маркой «Энерджи». Но этих мер явно недостаточно для достижения поставленной цели. Тем более, что на глазах у тандема Коломойский-Боголобов развивается новый конкурент – сеть «БРСМ-Нафта», которую ее куратор глава Минэнерго Эдуард Ставицкий также ориентирует на бюджетный сегмент автолюбителей.
Количество «министерских» заправок растет как на дрожжах. Так, если в январе 2011 г. под брендом «БРСМ-Нафта» торговало 30 АЗС, то сейчас уже больше 130. Понятно, что пока что этот трейдер не может на равных тягаться с «Приватом», в арсенале которого насчитывается 1600 станций, но если менеджеры Эдуарда Ставицкого продолжат завоевание рынка такими же темпами, днепропетровцам явно не поздоровится.
Для коренного изменения ситуации на розничном нефтерынке у группы «Приват» есть два варианта. Первый – инвестировать в модернизацию уже имеющихся заправок, тем самым выводя себя в сегмент продавцов элитного топлива, нишу которых сейчас занимают импортеры. Второй – наращивать добычу нефти «Укрнафтой», тем самым увеличивая свои возможности по продаже производимого из нее дешевого продукта. Другой вопрос в том, что оба эти варианта дадут искомый эффект лишь спустя несколько лет. К примеру, перед наращиванием объемов добычи нефти «Укрнафте» нужно сначала остановить падение темпов бурения (за последние 5 лет превысило 15%). Кстати, в этом деле на руку «приватовцам» готова сыграть власть: на прошлой неделе в Верховой Раде был зарегистрирован законопроект, которым Кабмин предлагает упростить процедуру предоставления земучастков для сооружения и эксплуатации нефтегазовых скважин. Но особого оптимизма у нефтяников административное послабление вряд ли вызовет потому что интенсификация проведения геологоразведочных работ – это прежде всего увеличение расходов. А нарастить объемы «закапывания» денег в геологию «Приват» элементарно не рискнет под давлением опыта взаимоотношений с государством, которое при первых же зачатках роста нефтедобычи увеличивает фискальную нагрузку.
Что касается вложений в модернизацию АЗС, то на них Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов тоже не пойдут. Главным образом, потому что реализация такого рода проекта стоит нескольких миллиардов гривень. А гарантия возврата этих денег минимальна в нынешних условиях работы рынка, подразумевающих нелегальный импорт топлива и его распространение внутри страны близкими к власти структурами.
В таких условиях все более реальным кажется радикальный вариант решения нефтяных проблем «приватовцев» - продажа своего нефтяного бизнеса. Кстати, днепропетровцы уже давно готовы к такому варианту. Так, еще в 2008 г. на пике конфликта с тогдашним правительством Игорь Коломойский официально подтвердил готовность пустить с молотка нефтяное крыло группы: «если мы будем продавать, то вместе со всем - с бензином, заправками, инфраструктурой, бензовозами, нефтебазами. «Укрнафту» очень ценят все российские компании. Я, кстати, думаю, если «Газпром» купит «Укрнафту», он очень легко справится со всеми проблемами в Украине, с которыми сейчас сталкиваемся мы. Они просто включат это в пакет каких-то политических договоренностей». Тогдашнее упоминание Коломойским российского газового монополиста в качестве основного претендента на покупку было связано с желанием днепропетровского бизнесмена припугнуть своих правительственных оппонентов, вынашивавших идею снижения планки акционерного кворума с 60% до 50% (государству принадлежит 50%+1 акция «Укрнефти»). Но в нынешних реалиях россиянам попросту некому составить конкуренцию в борьбе за нефтяной бизнес «Привата», который они оценивают минимум в $5 млрд. Поэтому сейчас интрига состоит уже лишь только в том, как скоро днепропетровцы решатся на эту сделку.
- Актуальне
- Важливе