Прорыв Албании: история прощания с диктатурой
Долгое время Албания вызывала мрачные ассоциации. Иначе и быть не могло, учитывая, что печально известный сталинист Энвер Ходжа превратил страну в закрытую зону, соответствующую его мечте об «идеальном социализме». Явление, безусловно, уникальное – в центре Европы образовалось нечто вроде Северной Кореи. Жители резервации верили, что политические решения лидера – лучшие и правильные, а те немногие, что не признавали прелестей изоляции, оказывались в тюрьме.
Примечательно, что Ходжа официально отменил религии, поскольку в роли Бога видел только себя. Его слова «у албанцев нет богов и идолов, но есть идеалы – имя и дело Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина» - классика тоталитарного жанра. Такие режимы неизбежно сопровождаются атеизмом, хотя возможны компромиссные варианты, как, например, в нынешней России, где РПЦ – часть репрессивного механизма, а ее представители – соучастники преступлений Путина, не имеющие никакого отношения к священнослужителям. В Албании получилось проще. Целое поколение выросло, воспринимая как должное запрет на посещение церквей. Мать Тереза – одна из самых знаменитых албанок мира – фигурировала в черном списке невъездных граждан.
При всех ужасах албанского режима был и некий «позитив»: эта форма безумия не предполагала экспансии. Завоевание чужих территорий не интересовало Ходжу. Напротив, одержимый манией преследования и подозревающий прежних союзников в измене, он готовился к обороне, делая ставку на милитаризацию и возведение бункеров. Около 700 тысяч укрытий и по сей день служат напоминанием об эпохе правления неадеквата. На их строительство были потрачены астрономические суммы, которые, при иных вложениях, могли бы в разы улучшить экономику. Но что значит какая-то там экономика по сравнению с диктаторским проектом! Точно так же Россия выбрасывает миллиарды на вооружение вместо того, чтобы спасать нищие регионы.
Вполне естественно, что и после смерти тирана в 1984 г. испытания албанцев не закончились. Пришлось познать все тяготы переходного периода: тревожные 90-ые, ностальгия за «порядком Энвера», нищета, массовая миграция, сомнительная репутация «страны украденных мерседесов», где бесчинствует мафия в сговоре с цыганами, и многое другое. Но четкий курс на НАТО и ЕС (96 % населения поддержали идею вступления в Альянс) принес свои плоды. В 2009 Албания вошла в НАТО, а совсем недавно увенчалась успехом четвертая попытка получить статус кандидата на членство в Евросоюзе.
За 40 лет изоляции люди так изголодались по межкультурному общению, что с жадностью впитывают новое и необычное, стараясь компенсировать потерянное время. Измученные коммунистической серостью, они выплеснули протест на безобразные хрущевки (дань почтения СССР), раскрасив их во все цвета радуги. Хаотично разбросанные яркие пятна символизируют радость бытия, стремление открыться и принять мир во всем его многообразии.
Особой похвалы заслуживает толерантность албанцев. Прекрасный пример терпимости и взаимного уважения – сосуществование мечети с православным и католическим храмами на одной улице в Шкодере. Аналогичным образом переплетаются традиции и современность. Хочешь носить хиджаб и следовать обычаям – пожалуйста. Предпочитаешь европейский стиль – никто не возражает. Гражданские браки не подвергаются общественному осуждению и все чаще заменяют традиционные семьи.
Безвизовый режим со странами ЕС стал еще одним важным фактором, ускорившим развитие демократии. Отсутствие психологического барьера, связанного с выдачей шенгенской визы, способствует интеграции в единое европейское пространство. Свобода перемещений заметно изменила менталитет. Албанцы выглядят раскрепощенными и довольными жизнью. Их легко принять за европейцев – как внешне, так и по поведению. На закомплексованных маргиналов они ничуть не похожи. И если раньше большинство стремилось осесть за границей, то сейчас наметилась иная тенденция. Многие возвращаются и вкладывают заработанные капиталы в экономику родной страны.
Поток инвестиций, захлестнувший Албанию благодаря присоединению к НАТО, пришелся как нельзя более кстати. Дешевая рабочая сила и дешевая себестоимость товаров привлекают иностранных партнеров. Все пестрит фабриками и предприятиями, принадлежащими Италии, Испании, Франции, США и др. Местные усвоили истину - если у самих не ладится производство - лучше отдать участки в аренду и сотрудничать с международными компаниями. Даже аэропорт арендован немцами на 11 лет, что положительно отразилось на его инфраструктуре.
Повышается спрос и на албанскую недвижимость ввиду хорошего географического положения, доступных цен и удобной процедуре регистрации. Туристический сектор пока еще развит слабо, но это поправимо. Красивая природа, монументальные горы, близость Ионического и Адриатического морей и другие преимущества рано или поздно будут оценены. Любители экотуризма уже осваивают маршруты.
Албания достойно прощается со зловещими тенями прошлого и может с оптимизмом смотреть в будущее. Ее достижения – прямое следствие желания учиться на ошибках и не повторять их. Невольно напрашивается сравнение с Россией, где все происходит с точностью до наоборот. Неспособность извлекать опыт порождает вечное барахтанье в одном и том же кошмаре. И самое прискорбное, что этим наслаждаются.
Албанцы осознали, что бездарно потратили полвека, и наверстать упущенное непросто. Их никто не убедит, что быть заложниками психопата – высшее благо. Отношение к мнимому божеству красноречиво выражает ночной клуб «Мумия», что возвышается на месте бывшего мавзолея, напротив офиса Ходжи в самом центре Тираны. Ироничная дистанция, подчеркивающая абсурдность того, что некогда было свято, – явный признак выздоровления. Зато в России болезнь прогрессирует. Неосталинизм цветет пышным цветом, монументов все больше, а тоска по «образцовому порядку» ощутима как никогда. И никакой иронии.
Неудивительно, что министр иностранных дел Албании призвал НАТО усилить меры безопасности на Балканах в связи с российской угрозой. Жертвы бешеного сталиниста не питают иллюзий насчет Путина и его клики. Они понимают, что Россия катится туда, откуда им с таким трудом удалось выбраться. Разница лишь в том, что «бункеризация» причудливо сочетается с имперскими амбициями путинистов. Хочется и в подземелье залезть, и наружу выскочить, чтобы всех нагнуть. Этакие страдающие аутизмом оккупанты, что само по себе нелепо. Так же трагикомично смотрятся и российские туристы, которые ошеломленно изучают албанские укрытия, не понимая, что перед ними их реальность.
Стране горных орлов остается пожелать приятного полета навстречу цивилизации, а России – удачного строительства бункеров, где можно спрятаться от враждебного русофобского мира и до одури вариться в собственном зловонном соку.
- Актуальне
- Важливе