Двадцать лет – один ответ
Изменения Основного Закона должны быть подчинены интересам развития страны, а не партийным резонам
28 июня исполняется двадцать лет со дня принятия Конституции Украины. Наша страна приняла свой Основной Закон последней на постсоветском пространстве. С тех пор Конституция претерпела ряд изменений и остается предметом активного обсуждения политиков и экспертов.
Двадцать лет назад принятие Конституции после изнурительного марафона по обсуждению поправок и уточнений стало предметом непростого компромисса в отношениях между президентом Леонидом Кучмой и депутатским корпусом. При этом эксперты-конституционалисты высоко оценивали качество и сбалансированность украинского Основного Закона.
Однако на исходе второй президентской каденции Кучмы Конституцию постарались использовать в качестве политического рычага: путем превращения Украины из президентско-парламентской в парламентско-президентскую республику (читай – перераспределения полномочий между ветвями власти) изменить иерархию властных отношений в стране.
Принять конституционную реформу в апреле 2004-го не удалось – не хватило голосов в парламенте, но политический кризис после завершения президентской кампании и оранжевый Майдан заставили противоборствовавших представителей элиты пойти на компромисс: в декабре 2004-го были приняты конституционные изменения, вступившие в силу 1 января 2006 года.
Президентские полномочия заметно уменьшились, их урезали также совместные действия фракций Партии регионов и БЮТ, сформировавших во время президентства Виктора Ющенко ситуативный политический альянс и живо корректировавших законодательство.
Уменьшение президентских полномочий не повлияло на остроту конкуренции за кресло главы государства в 2010 году. Победивший Юлию Тимошенко Виктор Янукович не стал мудрствовать лукаво: осенью победного для него года Конституционный Суд признал нелегитимными изменения в Основной Закон, вернув тем самым внушительные полномочия президенту.
Стоит ли удивляться, что после бегства Виктора Януковича Верховная Рада оперативно вернулась к модели парламентско-президентской республики. Некоторые эксперты полагали, что роль президента теперь уменьшится до формата английской королевы, но этого не случилось.
Ставший президентом в мае 2014 года Петр Порошенко подчеркивал, что не станет переписывать Конституцию с целью увеличения полномочий. Формальных оснований для этого у него нет, поскольку независимо от модели управления государством политическая традиция предполагает ведущую президентскую роль во всех политических процессах.
Совместными усилиями Верховной Рады восьмого созыва и главы государства недавно были внесены изменения в Конституцию, которые должны сделать более адекватным процесс судопроизводства в стране. Они вступят в силу в сентябре 2016 года.
Однако есть и другие направления государственной политики, ощущающие воздействие внутренних и внешних факторов и способные потребовать внесения изменений в Основной Закон.
Процесс децентрализации власти в современных условиях завязан на урегулировании конфликта на Донбассе. Не секрет, что Россия видит в конституционных изменениях в Украине механизм усиления своего влияния на ситуацию в нашей стране.
В Кремле с поздней осени 2013-го настаивают на федерализации Украины и предоставлении особого статуса русскому языку. Таким образом российское руководство хочет не только лишить Украину управляемости, но и заполучить рычаги влияния на ситуацию внутри нашей страны.
31 августа минувшего года изменения в Конституцию в части децентрализации и обеспечения особого порядка самоуправления в некоторых районах Донбасса были приняты пусть в первом чтении, зато в драматических условиях: из-за взрыва гранаты у стен Верховной Рады погибли четверо бойцов Национальной гвардии.
Отказ Кремля реальными действиями способствовать урегулированию конфликта на востоке Украины делает невозможным завершение процесса конституционных изменений в части децентрализации, поскольку их принятие может спровоцировать мощный политический кризис в Киеве.
Министр внутренних дел Арсен Аваков уже предложил запустить процесс децентрализации без учета донбасской специфики, но в свете диалога Украины с Западом такая инициатива сегодня выглядит нереалистичной.
Петр Порошенко отметил необходимость конституционно закрепить право крымских татар на самоопределение и создание национально-культурной автономии на полуострове. Напомню, что в украинской Конституции Автономная Республика Крым и сегодня располагает особым статусом.
Однако для восстановления территориальной целостности нашей страны, независимо от того, сколько на это уйдет времени, необходимо показать жителям полуострова образ будущего, в которое они могут войти в составе Украины. И усиление прав крымских татар выглядит наиболее адекватным шагом.
За двадцать лет существования Конституция Украины перестала быть священной коровой, но так и не превратилась в объект прагматичного корректирования.
Представителям политической элиты еще предстоит осознать, что изменения Основного Закона должны быть подчинены интересам развития страны, а не партийным резонам.
И чем быстрее это осознание придет, тем более эффективной будет Конституция.
Джерело
- Актуальне
- Важливе