Подводный флот Гайдука: мечты и реальность
Бюрократические инстинкты украинских адмиралов, которые стремятся отжать побольше бюджетных средств на потемкинские проекты, ставят под угрозу обороноспособность страны в сегодняшнем российско-украинском конфликте
Что ни говорите, а Украина самое богатое государство в мире. Потому что даже США или Китай не в состоянии удовлетворить все хотелки своих генералов и адмиралов, даже если очень нужно. А вот мы широкая душа. И плевать, что с трудом наскребли, в том числе и в долг, деньги, чтобы поднять оклады солдатам и офицерам в АТО до уровня выживания, с горем пополам во всенародную складчину обули, одели и накормили наших бойцов. Вместо того чтобы разумно сосредоточиться на главном, без чего нам не выжить в противостоянии с восточным соседом, наши геостратеги в погонах снова начинают строить потемкинские военные базы и потемкинские войска и флот.
Как раз накануне в интервью украинскому порталу Defense Express http://www.defence-ua.com/index.php/home-page/324-pidvodni-syly-mayut-staty-elitoyu-vms-ukrayiny главнокомандующий военно-морских сил Украины вице-адмирал Сергей Гайдук поделился своим видением развития подводного флота Украины. В его розовых мечтах, уже воплощенных на бумаге с заголовком «План», до 2020 года в Украине предусматривается возродить в составе ВМС подводные силы в составе 2-4 лодок, насколько можно понять из интервью, на правах аренды.
Нужно отметить, что, как один из основных предметов украинско-российского противостояния в 90-е, военно-морской флот Украины так и не стал для нашей страны чем-то большим, чем престижная игрушка. Виной тому, конечно, во многом недостаток финансирования. Но в большей степени еще и то, что, законно претендуя при разделе советского наследства в том числе и на значительную часть советского флота, украинские адмиралы и президенты-главнокомандующие так и не сформулировали задачи, которые этот флот должен был решать. А ведь именно исходя из этих задач нам и нужно было решить, какие типы кораблей нам необходимо финансировать в первую очередь, а какие нам еще предстоит построить. — Забрать свою долю, а там посмотрим. Что-то оставим, что-то продадим, а что-то распилим на металлолом. Как итог, та небольшая часть желаемого, которая в итоге все-таки досталась Украине, за несколько лет превратилась в тот самый никому не нужный металлолом, на поддержание функциональности которого не было, да и не имело смысла выделять средства, а распилить было жалко.
Отдельная эпопея это печальной памяти единственная украинская подводная лодка «Запорожье». Да, наши предки постарались на совесть, и вырыли Черное море даже избыточной (например, по сравнению с Балтикой) для подводного флота глубины. Но замкнутый характер акватории и ее сравнительно небольшая площадь при современном развитии методик обнаружения и допотопном советском оборудовании «Запорожья» превращали ее не более чем в легкую мишень. В итоге, многолетняя эпопея с ремонтом превратила лодку в полигон для повышения квалификации разве что специалистов лако-красочных работ.
Собственно, а для чего нам эти лодки на Черном море нужны? Для борьбы с крупными надводными кораблями противника, или для операций на его коммуникациях? Снова возвращаемся к уже упомянутым нами специфическим характеристикам акватории Черного моря. Все эти задачи гораздо дешевле и эффективнее было бы решить с помощью спутниковой разведки в сочетании с использованием ракетного вооружения — даже не воздушного или морского, но и наземного базирования. Для борьбы же с пиратством в международных водах достаточно было бы и корветов, амбициозную программу строительства которых в пользу создания подводного флота вроде бы пока никто не отменял. Да и смешно было бы с помощью подводных лодок топить надувные суденышки с несколькими автоматчиками на борту. Итак, суммируем, для обороны морских рубежей Украины нам достаточно было бы иметь разведывательные спутники, морскую авиацию, ракетные и пограничные катера и ракеты наземного базирования. Для защиты торговых коммуникаций хватило бы и корветов. Так для чего нам эти 2-4 подводные лодки нужны?
Увы, приходится констатировать, что в действиях украинского вице-адмирала прослеживается не желание решить насущные проблемы обеспечения укрепления обороноспособности Украины, а бюрократический инстинкт отжать из государственного бюджета своему ведомству как можно больше денежных средств, даже не задумываясь над тем, что золотая латка подводного флота может обернуться фатальной пробоиной для всего едва держащегося на воде судна украинской армии. Да, в будущем, когда Украина выкарабкается из-под плинтуса самых нищих европейских стран, наверняка настанет момент и для возрождения украинского подводного флота (конечно, если к тому времени технологии беспилотников не придут и сюда). Пока же нам нужно думать о пороховых заводах, о ПВО и авиации, о модернизации броне-танковой и стрелковой техники, о повышении оплаты тем, кто ежесекундно рискует своей жизнью пока наши адмиралы в тиши своих кабинетов мечтают о таких прекрасных и таких бесполезных совсем не бумажных корабликах.
- Актуальне
- Важливе