Мобілізація в Україні: що за нею стоїть?
Треба розуміти, що загальновідоме правило "мобілізація є війна" в даному випадку не вповні працює
По поводу объявленной в Украине частичной мобилизации
(пост написан по поводу резонанса в СМИ - мол, Украина объявляет войну России)
Мы должны понимать, что хотя всемирно известное правило гласит, что «мобилизация – это война», в нашей конкретной ситуации это не совсем так.
1. Прежде всего, речь идет только о доукомплектовании воинских частей. Здесь весьма плохую шутку с нами сыграло постоянное сокращение Вооруженных сил Украины, происходившее долгие годы. Смысл в том (военные это прекрасно знают), что мы теоретически можем мобилизовать и 1 млн человек, создав не то что бригады, а целые армейские корпуса и армии народного ополчения – оружия для этого хватит. Но если формировать их на ровном месте, то «боевая ценность» таких соединений будет весьма сомнительна.
По сути, это было бы «пушечное мясо», не способное эффективно выполнять боевые задачи. Ведь с сокращением армии все меньше молодых людей ежегодно проходило воинскую службу и получало военно-учетную специальность и практические навыки обращения с системами вооружений (а с уровнем боевой подготовки в ВСУ и эти счастливчики едва ли серьезно подготовлены). Запасники на сборы (т.н. «партизанщина»), где они могли бы освежить свои знания, не призывались. Т.е. у нас очень ограничен реально подготовленный военный резерв.
Таким образом, имеет смысл направлять мобилизованных лишь в существующие части, которые начинают доукомплектовываться. Здесь низкий уровень подготовки мобилизованных будет компенсироваться наличием профессиональных кадров. Собственно, в этом и состоит смысл нынешней мобилизации (я имею в виду Вооруженные силы – о Национальной гвардии отдельный разговор).
2. Мобилизация вовсе не означает, что мы вступаем в полновесную войну. Уже потому, что непонятно, как Россия намеривается действовать на нашем Юго-Востоке.
Если вторжение здесь начнется с переходом границы оперативно-тактическими группировками российских войск (а их создания мы пока не видим – мы наблюдаем лишь хаотическое скопление россиян близ нашей границы), то это будет полноценный вооруженный конфликт, т.е. война. И тогда можно будет вести речь о противодействии и отражении агрессии силами ВС Украины.
Однако, скорее всего (по крайней мере, такую картину мы видим сегодня), в планах Кремля – проведение такой же полупартизанской «неклассической» операции, что мы видим сейчас в Крыму. То есть Россия стремится раскачать ситуацию в наших восточных городах, захватить силами местных сепаратистов органы власти, провозгласить какие-то «восточные республики». И тогда из ниоткуда (пользуясь дырявой, а точнее почти совершенно открытой границей) появляются российские «зеленые человечки» и формируются бандформирования (т.н. «самооборона») из местных.
В этих условиях применять Вооруженные силы очень проблематично – нет линии фронта, нет классического вооруженного противостояния линейных соединений. Здесь для противодействия нужны такие формирования, как Национальная гвардия (Внутренние войска), которые заточены под поиск и обезвреживание бандформирований и борьбы с диверсантами.
Таким образом, нынешняя мобилизация для Украины – жизненная необходимость и демонстрация государством способности себя защищать. Однако как практически будет использован этот инструмент – пока сказать трудно.
- Актуальне
- Важливе