Российский национализм как реакция на превосходство Запада
Если мы окинем взглядом историю России, то получим множество подтверждений идеи Самюэля Хантингтона о том, что национализм (как и религиозный фанатизм) часто является реакцией обывателя на чуждые влияния со стороны других, чаще всего, более передовых, культур и цивилизаций.
Долгое время Россия мало чем отличалась от других империй и монархий Европы, где тоже царили жестокость, деспотизм, угнетение. Однако, Великая французская революция и её последствия резко изменили Европу, которая с того времени начала быстрыми темпами (пусть и зигзагообразно) двигаться в сторону равенства и свободы. В связи с этим, идеи равенства и свободы начали постепенно проникать и в Россию. Чтобы защитить себя от этих прогрессивных веяний, царский режим был вынужден прибегнуть к национализму, сделав его чуть ли не официальной идеологией.
Вплоть до правления Николая I, особого упора на русский национализм, как важную идеологическую составляющую царского режима, не было. Упор на национализм возник лишь как реакция правящей верхушки на новые веяния, начавшие проникать с Запада. Уваровская формула "православия, самодержавности и народности" появилась именно в качестве антитезиса девизу Великой французской революции "Свобода, равенство, братство."
Примерно со второй четверти XIX века, русский национализм начал оформляться в особое политическое и идеологическое течение. С этого периода, самодержавие принялось активно использовать национализм как дополнительный источник оправдания своего права на власть. (Николай II с гордостью нацепляет значок Союза русского народа.) По мере разрушения старых, средневековых идейных оснований самодержавия, оно всё более и более последовательно использовало национализм для борьбы со своими внутренними врагами.
Если мы мысленно перенесёмся в современность, то увидим примерно ту же межцивилизационную динамику в XXI веке. Снова Европа (точнее, уже Запад в целом) занимает передовые рубежи и снова западные идеи проникают в Россию, угрожая безопасности и привилегиям правящего режима. И снова национализм проявляет себя в первую очередь как реакция обывателя на чуждые влияния - теперь уже на вестернизацю и глобализацию. И опять правящая элита использует национализм для своих узкогрупповых политических целей.
А оголтелый национализм, как мы знаем, - это питательная среда и прочный фундамент для авторитаризма и даже тоталитаризма.
И тут мы подходим к важному выводу: Если цивилизационное превосходство Запада сохранится (в чём не приходится сомневаться), то и в будушем проникновение передовых идей в Россию и националистическая реакция на них будут неизменно сопутствовать друг другу. А значит и политические последствия для России будут предсказуемыми: авторитаризм, подавление свобод, поощрение национализма и ксенофобии, а также борьба с "национал-предателями", поиски внутренних врагов и т.п. То есть, с Путиным или без Путина, нынешний режим в своей основе сохранится хотя бы в силу влияния внешних факторов (не говоря уже о внутренних). На этой волне народного национализма, основанного как на страхе, так и на комплексе неполноценности, к власти могут прийти только люди агрессивно настроенные против Запада и его ценностей.
- Актуальне
- Важливе